Карманный «бедоносец» Гитлера

Если вы читали мои предыдущие статьи, то уже знаете историю рейдеров серий «Бисмарк» и «Шарнхорст», которые стали «потомками» «карманных линкоров».

Появление этих оригинальных кораблей было обусловлено тем, что Версальский мир, преследуя цель низведения Германии до уровня региональной державы, практически не оставил ей морской «брони». Однако некоторые факторы позволили немцам нивелировать многие негативные последствия сего договора, уже через десять лет заложив первый тяжёлый военный корабль. Как раз о нем сегодня и будет моя статья.

Тяжёлый крейсер «Дойчланд»
Тяжёлый крейсер «Дойчланд»

Как все начиналось

Как вы возможно знаете, Германии от версальских «щедрот» достались шесть броненосцев, которые впоследствии могли быть заменены кораблями не крупнее 10 000 тонн: поскольку «лайми» в своём дурном усердии оставили немцам только самые старые «гробы», последние смогли немедленно приступить к проектированию нового плавсостава.

Рассматривались варианты броненосца береговой обороны и тяжёлого крейсера – первый был отвергнут сразу, так как имел очень ограниченный спектр возможностей, второй мало чем отличался от таковых во флотах вероятных супостатов, а малочисленные Кригсмарине должны были иметь возможность преподносить противнику неприятные сюрпризы. Поэтому было решено начать разработку рейдеров, способных оторваться от дредноутов и эффективно противостоять более лёгким кораблям.

Строительство «Дойчланда» стартовало в 1928 году, пять лет спустя он был полностью введён в строй. Хочу подчеркнуть, что водоизмещение уже головного корабля несколько зашкалило за версальский лимит, но англичане, видя в немцах союзников в противостоянии с СССР, предпочли закрыть на это глаза. Рейдер, ради политического благолепия поименованный в официальных бумагах броненосцем, имел бронирование, способное «держать удар» лёгких крейсеров вероятных противников и две башни ГК, которые несли по 3 11-дюймовых орудия, способные подавить любой тяжёлый крейсер. Восемь дизельных двигателей суммарной мощностью свыше 56 000 л. с. разгоняли его до 28 узлов.

Спуск «Дойчланда» на воду.
Спуск «Дойчланда» на воду.

В общем, могу уверить вас, что немцы добились чего хотели – нестандартный проект, в итоге получивший историческое прозвание «карманный линкор», заставил французов, сильно недовольных сочетанием его характеристик, спешно «запилить» линейные крейсера типа «Дюнкерк», которые должны были противостоять ему и его систершипам.

Должен заметить, что эти корабли более, чем вдвое превосходили «Дойчланд», который и сам был признан недешёвым проектом по размеру и цене.

Накануне

Полагаю вы догадываетесь, что к новейшему германскому кораблю было приковано внимание не только мировых военно-морских кругов. Поэтому до 1936 гг. рейдер, будучи плавучей витриной национал-социализма, в основном занимался тем, что «держал флаг», «расшаркиваясь» в иностранных портах.

Однако не подумайте, что его служба до начала ВМВ была сплошной цепью парадов с «раздачей слонов». В период гражданской войны в Испании он наблюдал за соблюдением нейтралитета, де-факто поддерживая мятежников, это и стало причиной нападения на него республиканских ВВС: бомбер СБ-2 ведомый советскими пилотами накрыл его серией ФАБ-100, в результате двух попаданий около сотни членов экипажа были убиты и ранены.

«Дойчланд»
«Дойчланд»

Что такое невезёт и как с этим бороться...?

В преддверии Польской кампании командование Кригсмарине отправило его в Атлантику, понимая, что он может оказаться полезен там, если дело дойдёт до войны с Великобританией. Однако крейсерство не принесло серьёзных результатов – им было потоплено всего два судна. В конце осени рейдер в связи с множеством неполадок был вынужден вернуться в Фатерлянд, где был отремонтирован и переименован в «Лютцов».

Однако могу констатировать, что это «не отменило» невезучести корабля. В апреле следующего года он принял участие в операции «Везенберг» также не принёсшей ему удачи – 9 апреля рейдер был серьёзно покалечен береговыми батареями, а двое суток спустя «поймал» в корму торпеду, выпущенную британской подлодкой.

Ремонт занял более года, как и следующий, после атаки торпедоносцев 13.06.1941, при попытке прорыва на атлантические коммуникации Великобритании. Поскольку в 1942 году внимание командования Кригсмарине уже было приковано к арктическому региону, это стало причиной перевода корабля в норвежские порты. Как вы уже вероятно догадались, ему упорно не везло и здесь, на «исторической родине» «арийцев»: выход на перехват конвоя PQ-17 закончился столкновением с рифом и новым ремонтом.

Затем «Лютцов» принял участие и в знаменитом «новогоднем бою», где также не добился никаких результатов, но на этот раз хотя бы не пострадал. Последняя попытка задействовать корабль на севере, в рейде на Шпицберген провалилась из-за отказа дизелей, после этого в сентябре 1943 года, он был переведён в Лиепаю, где прошёл очередной ремонт и модернизацию.

На защите Рейха

Думаю, что адмиралы Кригсмарине просто решили избавиться от плавучего несчастья, переквалифицировав его в учебный корабль, но уже весной 1944 года он принял участие в акции долженствующей «подбодрить» собравшуюся выйти из войны Финляндию. Осенью того же года части РККА прорвались к Рижскому заливу и «Лютцов» включился в операции по поддержке группы армий «Север». Так в течение сорока суток он, совместно со своим систершипом «Адмирал Шеер», огнём ГК помогал удерживать полуостров Сворбе, запирающий западный выход из этой замкнутой акватории. В январе 1945 года оба корабля были задействованы для артиллерийской поддержки вермахта в Восточной Пруссии.

Бесславный конец

Финал для «Лютцова» настал 16.04.1945 года, когда он был накрыт в Свинемюнде британскими стратегическими «Ланкастерами», обрушившими на него сверхтяжёлые бомбы «Толбой», за полгода до этого угробившие «Тирпиц».

Должен удивить вас тем, что тогда ему в первый и последний раз в его военной карьере повезло – «лайми» не добились попаданий, но близкие разрывы стали причиной множества пробоин, из-за которых корабль, заполнившись водой, осел на грунт, не прекращая огня по советским войскам. При оставлении вермахтом города 4 мая он был взорван.

Замечу, что у «бедоносца» ещё оставались шансы… В следующем году АСС СССР подняла рейдер, рассматривался вопрос о его восстановлении – советский ВМФ обескровленный войной остро нуждался в боевых кораблях. Однако на счастье советских моряков повреждения были признаны слишком тяжёлыми, и 22.06.1947 он в последний раз поучаствовал в учениях – в качестве плавучей цели для ВВС.

Оценивая проект «карманных линкоров» в целом могу констатировать, что на момент своего появления они уверенно могли уничтожать любые крейсера, кроме линейных. Сочетание высокой огневой мощи, скорости и дальности хода определяло их как весьма опасных противников для любого не дредноута. Таким образом, они были почти идеальными рейдерами, и только фантастическое невезение, наводящее на мысли о саботаже не позволило «Лютцову» полностью реализовать свой потенциал.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, также буду рад обратной связи😉