Личные границы: зачем они нужны?

20 December 2018

Предпочтений, желаний, то есть мы сами как отдельная личность. Нарушение психологических границ можно определить как влияние одного человека на другого без его согласия, чтобы изменить по своему усмотрению принадлежащую человеку систему представлений о себе, своих возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить правила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения и т. д.

Человек чувствует себя комфортно в социуме, когда окружающие не нарушают его границы. Тогда он общается, без труда вступает в отношения, поддерживает их. Создавая семью, человек тем самым обозначает границы теперь уже своего се мейства. Границы семьи подразумевают гласные и негласные правила, договоренности между членами семьи, что можно себе позволить делать в семье и за ее пределами. При этом у семьи могут быть как внутренние, так и внешние границы. Внешние границы регулируют отношения между семьей и социумом. Внутренние же определяют, как будет проходить взаимодействие между детьми и родителями, между супругами, между представителями разных поколений.

Чаще всего именно нарушение границ сильно дестабилизирует жизнь семьи. Например, родители уже взрослых детей вмешиваются в их семейную жизнь, дают советы, которых не просят, пытаются привить внукам в обход родителей свои нормы своими воспитательными методами, тем самым дискредитируя своих детей как родителей.

Другой пример. Родитель, не сообщая ребенку, отдает его старую игрушку другому ребенку или просто выбрасывает ее. Многие не придадут этому никакого значения. Но такое вмешательство нарушает Личные границы ребенка, поскольку личные вещи являются продолжением нас самих. Такова уж человеческая природа.

КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ?

Они начинают формироваться еще в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно всё больше и больше становится самостоятельным, хотя роди телям взрослеющих детей подчас и сложно принять это. В целом потребность обособиться от других присутствует с самого рождения. Она может выражаться в том, что новорожденный отводит взгляд в сторону, показывая, что устал от общения, семилетняя девочка не хочет надевать платье, которое предлагает ей мама.

Надо помогать детям выстраивать границы. У ребенка должны быть личные вещи, игрушки, книжки, поделки, рисунки, место, где он их хранит, а также где занимается, спит, играет — все это пространственные границы, которые важно соблюдать. В то же время надо объяснить, что есть не только свое, но и чужое.

Ребенок должен иметь возможность побыть один, если хочет этого, и выражать любые чувства, которые он испытывает. Важно при этом называть чувства и учить правильно их выражать, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.

Пока дети растут, они нуждаются во взрослых, которые поддерживают их способность и право на установление личных границ. Если говорить о подростках, это означает уважительное отношение к их взрослению, когда стремление к сверстникам и самостоятельной жизни усиливается. Подросток хочет иметь больше пространства для своей частной жизни – к примеру, предпочитает встретиться с друзьями, а не гулять с родителями или одеваться в стиле, который родителям не совсем понятен, делать собственный выбор, чем увлекаться, куда пойти учиться и т. д.

НАРУШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Вторжение в личное пространство всегда вызывает дискомфорт и напряжение. Формы защиты могут быть разными, вплоть до агрессии. В любом случае, собственные границы нужно стремиться сохранить, отстоять, иначе между людьми начинаются конфликты, недопонимание, раздражение.

Люди с неясными границами либо без них, сами того не понимая, постоянно вызывают раздражение у окружающих и даже у близких друзей, ведь они не могут с уважением относиться иких границам, потому что в принципе не понимают, что это! В конечном счете, таких «безграничных» людей начинают избегать. Другая сторона проблемы – если человек не научился отстаивать свои границы, он будет жить не своей собственной жизнью, а жизнью, к примеру, супруга или одного из родителей. Возникает так называемая созависимость. Созависимый человек перестает отличать собственные потребности и цели от целей и потребностей другого. Он перестает развиваться: его мысли, чувства, поступки неотвратимо возвращают его к повторению одних и тех же ошибок, проблем и неудач.

Поэтому так важно помнить: взрослые непосредственно влияют на личность ребенка и его восприятие себя и социума, являются примером и ориентиром в выборе и действиях.