Рестораторы и предприниматели обсудили перспективы гастрономического туризма в России

11 апреля на площадке «Депо. Москва» состоялся круглый стол ведущих рестораторов и предпринимателей в сфере гастрономии и гостеприимства – важное событие в рамках развития гастрономического туризма в России. Не секрет, что пока это направление не развито в России в той же степени, как, например, в Италии, Испании, Франции и других странах, куда множество туристов со всего мира приезжают ради уникальной кухни, именитых шеф-поваров, традиционных местных производств продуктов и напитков. В рамках встречи в «Депо» были подняты актуальные проблемы внутреннего гастрономического туризма. Александр Иванов (Департамент торговли и услуг города Москвы), Владимир Баканов (Федерация рестораторов и отельеров), Карина Григорян (Maison Dellos), Борис Акимов (LavkaLavka), Денис Иванов (московские «СибирьСибирь» и «Рамен изакая», более 30 ресторанов в Новосибирске), Андрей Ковалев («Подсолнухи»), Екатерина Шаповалова («Гастрономическая карта России»), Юрий Столповский и Юлия Якель («Слоу Фуд в России») рассказали о своей любви к локальной еде, и попытались ответить на вопрос, что нужно делать, чтобы раскрыть гастрономический потенциал нашей страны.

Владимир Баканов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров:

«Хотелось бы, чтобы у каждой территории был один продукт со своим географическим указанием, потому что, чем больше таких продуктов, тем сильнее происходит размывание с точки зрения маркетинга. Идеальный пример, который можно привести – это маленькая деревня Рокфор во Франции. Она продаёт сыра на 400 миллионов евро, имея население 686 человек. Если каждая деревня приобретёт вот такую социальную значимость, жить мы будем прекрасно».

Дмитрий Алексеев, ресторанный критик, креативный директор FoodisPR, эксклюзивного маркетингового агентства ФРиО:

«Сегодняшнее мероприятие – это начало очень большого и сложного пути, который прошли ведущие гастрономические державы. Мы, Федерация рестораторов и отельеров, правительство Москвы и Российской Федерации вместе с ведущими рестораторами и предпринимателями в сфере гостеприимства, заявляем о том, что начинаем развитие гастрономического туризма в России. Гастрономический туризм – отдельная и очень крупная статья дохода для целых стран и регионов, многие из которых ещё в 50-60 годах прошлого столетия поняли, что люди готовы путешествовать ради вкуса. Один из ведущих примеров – это Франция с рестораном Поля Бокюза в Лионе, международным конкурсом поваров, морем кулинарных школ и направлений в гастрономическом искусстве, а также в сфере гостеприимства. Во всём мире есть легендарные рестораны, основанные на производстве региональных продуктов, которые составляют базу экономического достояния страны. Вообще единственно правильно питание – то, что называют 100-Mile Diet, то есть мы должны есть продукты, произведённые не дальше ста миль от нашего местонахождения. Сейчас даже появился модный термин «локаворский», обозначающий как раз такие продукты. Ресторан должен быть основан на местном производстве, и мы должны есть то, чем питались наши предки».

Александр Иванов, Департамент торговли и услуг города Москвы:

«Москва – мультинациональный и мультигастрономический город, она всегда была гигантским миксом, неким агрегатором. Тема современной российской кухни очень важна для нас, так как напрямую связана с развитием города, общественных пространств и туризма. Конечно, в Москве ничего не выращивают, но очень мощно потребляют. Сейчас в городе более 14 тысяч предприятий индустрии питания. Из них более 11 тысяч доступны всем, и для нас важно, чтобы среди них были предприятия, несущие идею региональных продуктов со всей России. Москва должна нести консолидирующую функцию, собирая их. Мы поддерживаем сегодняшнее замечательное событие, потому что это правильное и нужное направление работы».

Борис Акимов, создатель фермерского кооператива LavkaLavka и фонда развития территорий «Большая земля»:

«Безусловно, нужно жить полной жизнью – интересно, разнообразно, вкусно. Но если ещё и делать это сознательно, можно очень сильно поддержать экологическое, биологическое и социально-экономическое разнообразие в мире, отдельно взятой стране и регионе. Еда – это гораздо больше, чем возможность удовлетворить своё желание поесть. Она меня завораживает как социальный инструмент, который даёт возможность менять реальность и жить в более симпатичном и справедливом мире. Каждый из нас вступает во взаимодействие с людьми, территориями, животными и растениями. И чем больше мы будем знать об этой цепочке взаимодействия, тем более сознательный выбор мы сможем сделать».

Андреа Пьерони, ректор Университета гастрономических наук (Турин, Италия), поделился с Foodmap впечатлениями о мероприятии:

«В России сейчас зарождается огромный интерес к локальной кухне, и мы должны передать весь наш опыт, чтобы помочь людям по достоинству оценить местную кухню. Италия и Россия – две страны, которые дружили всегда. И нам нужно донести до итальянцев, которые приезжают в Россию, локальную российскую кухню, а до россиян, приезжающих в Италию – наши местные гастрономические традиции за пределами пасты и пиццы. Это требует большой культурно-просветительской работы. Я второй раз в России, но у меня есть русские студенты, много русских друзей. И чтобы вы понимали, насколько они на меня влияют – в моей морозилке лежат клюква и калина. А в вашей?».