Для чего многие требуют реформирования православной церкви

6 January 2019

В канун одного из главных православных праздников - Рождества Христова (несколько омрачённого событиями на Украине), многие популярные блогеры выразили своё мнение к происходящим событиям в православном мире. Так известный медиа-эксперт А.Шарий в своём видеоролике высмеивал архаические, по его мнению, церковные ритуалы, осуществлённые украинской церковью при манипуляциях с томосом. В противовес Анатолий привёл «прогрессивную» и богатую Норвегию, которая для него является примером для подражания.

фото: http://art16.ru/gallery2/v/kazan_002/kazan-zakat-sumerki-noch/dsc08473.jpg.html
фото: http://art16.ru/gallery2/v/kazan_002/kazan-zakat-sumerki-noch/dsc08473.jpg.html

Порошенко, как и вся украинская власть, без сомнения тащит государство и народ не то, что в XVII век, а возможно в глубокое средневековье. Вот только религиозные ритуалы здесь, скорее всего, не причём.

Вообще удивительно, что виднейшие европейские философы уже более века назад констатировали тупиковость западного развития и до сих пор не нашли внятного выхода из духовного кризиса, который грозит девальвировать западную цивилизацию. Однако прогрессивный бомонд постсоветской общественной мысли представляет западную Европу и США венцом творения.

И речь идёт не только о либералах (для которых русофобия это тренд), но и для этнонационалистов. Для которых русские традиции, а с ними и православная церковь, периодически являются объектом нападок. Как ни странно среди них довольно много воинствующих атеистов и мифологизирующих язычников. Идеалом для них являются, как им кажется, аскетичные протестанты (при этом не понимая сути протестантизма) и вообще западный человек.

Основная проблема русских этнонационалистов: «народ не тот». И традиции у народишки некудышные, и повадки дикие и религия неподходящая. Такое же отношение у них и к истории. Они не хотят принимать во внимание, что мизерная прослойка западноориентированных сил уже довела Россию до жестокой революции 1917 г. (да и в 90-х поставила страну на путь катастрофы). Но это тема для отдельного разговора.

А что касаемо православной церкви, она наиболее гармоничная для русского религиозного человека. Не идеальная, со своими недостатками, как и сам человек. Церковь, это, прежде всего, традиционность. Русская цивилизация, как раз, и ценна тем, что она традиционна и неизменна (в плане своих ценностей). Да, в православии был раскол, однако сравнивать его с расколом в католичестве бессмысленно, так как это совершенно разные по масштабам и последствиям события. Даже советский период, каким бы он необычным ни казался со стороны, достаточно гармонично укладывается в нашу общую историю. Ведь известны кардинальные перемены в мироустройстве первых десятилетий советской власти. Как сейчас принято писать в левопатриотической литературе: переход от троцкистской к сталинской модели, когда ценности советского человека дублировали, по сути, православные традиции. Причём в западном обществоведении это часто упоминаемое явление, а у нас идёт никому не нужное идеологическое противостояние и поиски правых и виноватых.

Вернувшись к разговору о традиционности православия необходимо отметить ещё один момент. Традиции не являются антонимом прогресса, как это часто представляет нам европоцентричная общественность. Примером является Китай, Япония, да и жив в памяти образ СССР, который первым продемонстрировал, как можно используя традиционный русский/российский коллективизм достичь небывалого прогресса.

В России, к сожалению, общественную мысль захватили люди с мышлением уровня прапорщика: вот пулемёт, вот сапоги, вот религия, вот марксизм. С таким подходом определить вектор общественного развития, основанный на глубинных чаяниях народа, сложно. Вся сила мысли будет уходить в бесполезные внутренние противоречия, подбадриваемые массовыми нападками на историю, культуру, традиции и постоянными попытками разорвать и противопоставить общество изнутри.