“Кризис” на свадебном рынке.

Елена Лисянская, основатель свадебного бюро Oh,Wedding! прокомментировала кризисную ситуацию на рынке свадебных услуг, получилась полноценная статья.

Свадебный рынок с 2015 года начало штормить. Что с ним происходит? Все говорят об уменьшении количества свадеб — значит ли это, что наступает кризис? На мой взгляд, не стоит так драматизировать. Что если “кризис” — это всего лишь точка роста?

Но давайте по порядку. Вернемся к истории зарождения профессии “Свадебный организатор” и агентств в России.

Первые свадебные организаторы и что-то похожее на свадебные агентства стали появляться после распада Советского союза, в 1991 году. И в начале организацией свадеб чаще занимались  event-агентства. То есть не было узкой направленности: одни и те же люди организовывали и корпоратив, и день рождения, и свадьбу. Конкуренция, соответственно, была минимальной.

А после 2000 года стали появляться именно свадебные агентства. Конкуренция росла, вместе с ней росла в геометрической прогрессии и емкость свадебного рынка. 90-е и начало 2000-х — были “золотым” периодом для многих агентств, которые зарабатывали деньги легко и в основном на перепродаже услуг подрядчиков. Продал 5 артистов по ценнику в два-три раза выше  — и можно было заработатьсВ несколько миллионов с одного мероприятия. Речи о том, чтобы предоставлять клиенту положенный сервис — разработку уникальных сценариев, индивидуальной концепции, даже не шло. А зачем, когда “деньги падают с небес”..

И к 2014 году количество свадебных агентств достигло такого уровня, что конкуренция выросла до максимальных пределов. Агентства, пытаясь выделиться, стали работать в узкой специализации: одни начали организовывать только свадьбы за границей, другие стали специализироваться на свадьбах в определенном стиле и т.д.

Этот период характеризуется тем, что информация о красивых свадебных проектах, о стоимости подрядчиков стала открытой для всех, в том числе и для клиентов.

Игроки свадебного рынка заговорили о кризисе на свадебном рынке, об уменьшении количества заказов, а вместе с этим и прибыли. Однако, если разобраться в этом досконально и посмотреть с другой стороны — со стороны современного клиента и его потребностей, то вырисовывается очень четкая картина. Сейчас то время, когда меняются законы свадебного рынка,  меняется аудитория. Поэтому и самим агентствам нужно меняться. Работать по правилам 2000х годов уже нельзя. А заказы потеряли в основном те, кто не сумел перестроиться и предложить клиенту нечто большее, нежели подбор подрядчиков на свадьбу. К сожалению, такой подход многих недобросовестных агентств, изрядно попортил правильное представление о том, кто такие профессиональные свадебные организаторы и за что на самом деле они получают деньги. (Кстати, об этом более подробно вы можете прочитать в статье “За что и сколько получает свадебный организатор” и “Как отличить хорошее свадебное агентство от плохого” (ссылки на статьи)

Так что же случилось на рынке?

Все дело в том, что в настоящее время начали жениться и праздновать свадьбы дети 90-х.

Как Вы помните, в тот период случился так называемый демографический кризис, когда рождаемость резко упала. Поэтому уменьшение количества свадеб в год вполне объяснимо и закономерно.

Второй и наиболее важный нюанс —  у поколения миллениалов появились другие ценности, а вместе с этим и иные требования к свадьбе и представление об “идеальном дне”.  Эти молодые ребята не готовы уже тратить огромные бюджеты на пышное празднование, на дорогих звездных артистов, на масштабный декор, чтобы “всех удивить”.  Они делают праздник для себя и платят за то, что важно именно для них. Они готовы платить за ЭМОЦИИ. Они ценят комфорт и экономию времени, яркие идеи и их нестандартные воплощения, персонализацию праздника — когда все про и для них двоих.

Подводя итог, скажу следующее. Да, действительно, общий объем рынка уменьшился, но это означает только одно — что агентствам надо перестраиваться, менять свой подход к работе. Клиентов хватит на все агентства. Но, увы, в агентства старого формата они свои деньги не понесут. Поэтому вместо того чтобы жаловаться на кризис, можно честно взглянуть на себя, свои работы и дать им честную оценку относительно современных требований рынка и аудитории.

И самим неудачным решением будет понижение стоимости на свои услуги. Демпингуя рынок, вы его убиваете и загоняете себя в круг беспросветного рабства “лошадь в колхозе работала больше всех, но председателем так и не стала”.  

Наоборот, свадебные агентства в современных условиях должны повышать цены на услуги, повышая и демонстрируя свою ценность для клиентов: работать над креативом в концепциях, разработкой интересных сценариев, идеальным ивент- менеджментом и сервисом. И давать молодоженам то, что они хотят получить и за что готовы платить — те самые эмоции, незабываемый опыт, который останется с ними на всю жизнь.