Рецензия: Евгения Некрасова, "Калечина-Малечина"

Рецензия: Евгения Некрасова, "Калечина-Малечина"

"Калечина-Малечина", Евгения Некрасова. Издательство АСТ, 2019 год.

В принципе, я почти всегда доволен прочитанным - по-разному, но доволен. Это удовольствие интеллектуальное. Случается и эстетическое - от совершенства и красоты написанного. Эмоциональное же удовольствие довольно редко; но по прочтении "Калечины-Малечины" ощутил предательский ком в горле. Почти как в 17 лет, на первом Сэлинджере.

Притом формально придраться можно много к чему. К компиляторству, пусть и виртуозному - в языке то и дело периодически проскакивают платоновские оборотцы, из Катиной квартиры отчётливо растут коллизии Петрушевской, а кикимора - совсем ремизовская. Хотя за Ремизова спасибо - его сейчас читают разве что специалисты, но это большой писатель, больной, но большой. Там, где Сологуб ступил одной ногой, Ремизов в своё время торжествующе провалился по уши.

При всей неоспоримости аргумента о Чуде, несколько нелогично финальное преображение мамы. Где-то во второй половине, кажется, не хватает событий, да и вообще книга по объему и событийности - повесть, а никак не роман.

Несмотря на всё вышесказанное, книга Некрасовой - пока моё главное потрясение года.

Языковые приёмы не столько заимствованы, сколько переработаны и приспособлены, и дивным образом расставленные слова вкусно перекатываются в сознании.

Книга, конечно, об одиночестве. Но в большей степени о "ненормальности нормы" - то, что кажется лёгким досадным, но нестрашным фоном реальности при просмотре, к примеру, семейной комедии - школьные хулиганы, принцесса-одноклассница, приземлённые родители, поверхностные учителя и безлюдные пустыри маленьких городов - приобретает оттенок самой инфернальной бесовщины. Норма патологически ненормальна.

Пунктиром проходит и фаустианская тема - тема ответственности за Силу.
Наконец, тотальный катарсис, вызванный Чудом, пусть и гротескным, даёт книге ещё и некоторый религиозный, апокалиптический оттенок.

Евгения Некрасова - молодой автор, сейчас она борется за "Нацбест" - одну из главных литературных премий страны. Хочется поблагодарить её за книгу - и порадоваться, что у нас появился яркий самобытный автор.