Девочки и наука: убираем препятствия и ломаем стереотипы

Вчера мы отметили Международный женский день - день, посвященный гендерному равенству и достижениям женщин. Но я решила обратить внимание своих читателей не на женщин, а на девочек. Ведь те предпосылки, отчего женщины слабо представлены в науке, редко достигают уровня карьеры мужчин и т.д., закладываются еще в детстве. Девочкам с самого начала внушается мысль об их неполноценности. Все еще начинается с рождения, когда в роддоме при выписке за мальчика принято давать 1000 руб., а за девочку - 500 руб.

Немного статистики

Согласно последним данным Статистического института ЮНЕСКО, только 28,8% исследователей в мире составляют женщины. Страной с самым высоким процентом женщин-исследователей является Мьянма (85,5%), а с наиболее низким - Чад (4,8%).

Если мы посмотрим по отраслям, то увидим, что доля женщин в технологическом секторе составляет только 20-25%. Причем большая часть позиций, где работают женщины, это PR-отделы, маркетинг и продажи. Среди непосредственно занимающихся программированием и информационными технологиями, их доля составляет всего лишь 15%. Общепризнанным фактом является то обстоятельство, что среди инженеров преобладают мужчины.

Почему так происходит

Согласно отчету «World Economic Forum 2018», более половины (52%) женщин во всем мире считают, что технический сектор является «мужской» отраслью. Почему?

Еще в детском саду девочек и мальчиков подталкивают к тем занятиям, которые считаются «подходящими» для их пола. В частности, у мальчиков среди игрушек - научные или строительные наборы, машинки, самолеты, в то время как у девочек куклы, посуда и т.д. Причем часто девочки хотят иметь такие же игрушки как у мальчиков, однако детский сад, школа, сверстники старательно подавляют эти желания.

Подобные общепринятые стандарты еще сильнее навязываются девочкам в их собственных семьях. Родственники из-за всех сил внушают устаревшие и традиционные роли с помощью клише и гендерных стереотипов, согласно которым наука - это не дело девочек, для них гораздо важнее уметь готовить борщ. Кажется, уже все успели посмотреть видеоролик, в котором мальчик заявляет, что «девочки - это просто помада и красота», а женщины ничего не создавали из-за своей лени. Это пример вины родителей мальчика, давшего ему такое воспитание.

Затем приходит время навязывания стереотипов в школе. Так считается, что девочки достигают более слабых математических результатов, чем мальчики. Поэтому в России до сих пор сохраняется большой гендерный разрыв по участию школьников в олимпиадах по математике. В результате девочки воздерживаются от изучения таких предметов, как естественные науки, инженерия и физика.

Как бороться с гендерным неравенством

Чтобы девочки увлеклись карьерой в области технологий, нужно проделывать большую работу, начиная с детского сада.

1. Бороться с предубеждениями, что мир технологий скучный и привлекателен только для ботаников.

2. Способствовать изучению девочками информатики и программирования. Нужно избавиться от стереотипа, что ITшник - это парень в толстовке с капюшоном, сгорбившийся за ноутбуком в темноте.

3. Поощрять девочек развивать навыки, связанные со STEM (наука, технологии, инженерия, математика). Надо преодолевать стереотипы, что это слишком сложно. По данным ЮНЕСКО (2014-2016 годы), во всем мире число учащихся женского пола особенно низкое в области ИКТ (3%), естествознания, математики и статистики (5%), а также в области машиностроения, производства и строительства (8%).

4. Обучать девочек цифровым навыкам. Доступ к смартфонам, планшетам, ноутбукам и игровым устройствам помогает девочкам даже превосходить мальчиков в некоторых областях. Так, опрос, проведенный исследовательским институтом «Девочки-скауты» (США) в феврале 2019 года среди 2 900 девочек и мальчиков в возрасте от 5 до 17 лет, показал, что мальчики играют в игры для удовольствия, в то время как девочки используют технологии, чтобы учиться. Девочки также чаще мальчиков используют цифровые устройства для чтения книг и статей.

5. Рассказывать в детских садах и школах о женщинах, добившихся успехов в науке или ставших влиятельными инженерами. У девочек кумирами должны быть не такие сомнительные персонажи, как Ольга Бузова или Монеточка, а женщины, добившиеся успехов в сфере технологий. Например, первым программистом в истории считается женщина - Ада Лавлейс. А идея всероссийской сети детских технопарков «Кванториум» также принадлежит женщине - Марине Раковой.

Вместо выводов

Я хочу, чтобы девочки и молодые девушки знали, что нет таких областей науки и технологий, в которых они не могут преуспеть и подняться на вершину. Тем более, что мир меняется и требует все больше высокопрофессиональных кадров. Поэтому советуем девочкам с научными и инженерными амбициями никого не слушать, а идти вперед навстречу своей мечте.

Научите детей жить правильно в эпоху «цифровых» технологий. Подписывайтесь на канал SmartChild!