Как исследуют «цифровых» детей в США

Сегодняшние американские подростки ничем не отличаются от российских своей привязанностью к Интернету и гаджетам. Согласно данным аналитического центра Pew Research Center (Вашингтон), в США 95% подростков имеют доступ к смартфону, а 45% сидят в сети «почти постоянно». Однако такая ситуация, как правило, не приводит американскую общественность к идеям о запрете гаджетов. В них просто не видят особой угрозы. Напротив, эта проблема заставила ученых и педагогов сплотиться, чтобы выяснить, как «цифровой» век влияет на молодежь страны.

В России исследовать современное поколение детей для оценки рисков цифровизации намерен Минздрав. А в США особенную активность в этом направлении проявляет Лаборатория связанного обучения (Connected Learning Lab) в Калифорнийском институте телекоммуникаций и информационных технологий. Здесь небольшая группа ученых (12 преподавателей - по информатике, образованию, антропологии, психологии и гуманитарным наукам) объединила свои усилия для того, чтобы лучше понять, как опыт в онлайн-мире оказывает влияние на процесс формирования молодежи и как сам онлайн-мир может быть спроектирован для создания благоприятной среды для детей. Примечательно, что делают они это для совершенствования практических образовательных подходов.

Руководит Лабораторией антрополог и профессор информатики Мими Ито. Она не первый год изучает то, каким образом подрастающее поколение использует информационные технологии, как молодежь меняет свои отношения со СМИ и коммуникативным пространством. В частности, последние 10 лет Ито потратила на создание основы для идеи связанного обучения. Именно она помогла привлечь в Калифорнийский институт других исследователей с интересами из этой же области, создав новую лабораторию. Здесь она и ее команда изучают «цифровых» детей, начиная от социальных, эмоциональных и культурных факторов и заканчивая такими проблемами, как неравенство в образовании. В частности, они занимаются вопросом о том, как с помощью цифровых технологий уменьшить неравенство, а не усиливать его.

Мими Ито. Культурный антрополог и профессор информатики в Калифорнийском институте телекоммуникаций и информационных технологий
Мими Ито. Культурный антрополог и профессор информатики в Калифорнийском институте телекоммуникаций и информационных технологий

Одна из исследователей Лаборатории Кэндис Оджерс считает, что многие подростки в эпоху цифровых технологий лишь процветают: «Мы наблюдаем высокий процент тех, кто сумел окончить среднюю школу и снижение таких показателей как подростковая беременность, употребление алкоголя и насилие. У большинства детей все хорошо. Даже в тех случаях, когда молодые люди испытывают некоторые трудности, например, с психическим здоровьем, мы не находим доказательств того, что в этом виноваты смартфоны».

По ее словам, имеющиеся данные позволяют говорить о том, что проблематика детей и цифровых технологий становятся все менее односложной. Например, дети, особенно из малообеспеченных семей, все чаще подключаются к Интернету и социальным сетям через смартфоны и мобильные устройства, где они проводят в среднем больше 3-х часов в день. Это намного больше, чем время, проводимое в цифровом мире детьми из семей с высоким доходом. В них дети посвящают большую часть своего времени поиску информации или занятиям, которые считаются образовательными, а не развлекательными.

Еще один интересный вывод ученых заключается в том, что сегодня молодые люди используют средства массовой информации по своему выбору - самостоятельно выбирая новости для себя. В этом их отличие от предыдущих поколений, которые росли, смотря вечерние новости по телевизору. Это влияет на то, как люди формируют свои политические взгляды, на систему ценностей и авторитетов.

Ученые понимают, что «цифровая» революция и сидящие в соцсетях подростки - это часть современного мира. Но в то же время они осознают, что этого не надо бояться и не надо отгораживаться, ссылаясь на потенциальные риски новых веяний. Напротив, все это должно стать реальным ресурсом, с которым наука должна пойти нога в ногу.