Автомат, Вариатор, Робот. Что надежнее?

В современной тенденции развития автомобилестроения каждый производитель хочет удивить какой-нибудь изюминкой в своем авто. При этом, что был маленький расход топлива, отличная динамика, надежность эксплуатации, комфортное использование. У же несколько лет автопроизводители пытаются создать надежную КПП, при этом ломая стереотипы покупателей о надежности, улучшая потребительские свойства того или иного узла. Но многие автопроизводители в корне ничего не хотят изменять, одни применяют давно созданные и проверенные временем компоненты, другие используют не совсем хорошо зарекомендованные, но при этом, заявляя, что « У нас в этот раз лучше, но в итоге нет, у уж лучше оставили бы прежнее. Инженерам таких концернов, разве что можно доверить – изобрести трехколесный велосипед. Получится, вод и производи дальше. Не обходит стороной изобретение таких «велосипедов» производство и установка КПП на автомобили, некая гонка вооружений. «У меня надежнее». «А у меня уже 30 лет проверена». «А у меня надежнее». Так давайте же разберемся, какие КПП предлагают нам автопроизводители и какую лучше выбрать с точки зрения потребителя.

1. Классический автомат. Или ее еще называют «Гидротрансформаторной КПП» из-за наличия такой детали в ней. Но она присутствует и в вариаторе. Итак, что же такое классический автомат.

Разработки такого типа КПП начались с 1908 г. Но не будем усугубляться историей и развитием. Очень долгое время выпускались с четырьмя ступенями переключения. Но про динамику и расход топлива можно было только умалчивать. В этом плане «автомат» очень сильно уступал «механике». Самые большие потери в расходе топлива были в момент переключения передач и разгоне. А потери в динамике в момент старта. Обе проблемы со временем нужно было как-то решать. Ведь преимущество у «автомата» в этом случае только удобство тем, что не нужно переключать передачи и в работе задействована только одна нога. Рынок не стоит на месте, да и за новшества тоже нужно зарабатывать. Ведь кто заявит о новинке, того и рынок и все сливки достанутся ему. В современных автомобилях используются АКПП с разным количеством передач. Есть 6-ти,7-ми, 8-ми и даже 9-ти ступенчатые. Чем больше ступеней переключения, тем меньше расход топлива и больше динамики при разгоне.

Гидротрансформатор (он же ГТФ) выполняет роль сцепления. Через него и передается вращательное движение на колеса автомобиля. Его главная задача обеспечивать равномерное вращение без толчков. Передача момента осуществляется не за счет механического устройства, а с помощью масляных потоков и давления. В гидротрансформаторе располагается и реактор, ответственный за плавные и качественные изменения крутящего момента на колесах автомобиля.

Весь принцип работы за счет давления масла.

Уход за АКПП нужен обязательно. Он включает в себя своевременную замену масла и, если имеется, масляного фильтра. Интервал замены масла прописан у каждого автопроизводителя. Современные АКПП практически все адаптивные, т.е. каждый блок управления подстраивается по ваш стиль езды, резко вы нажимаете на педаль акселератора или же любите более спокойный тип езды. Если автомобилем управляют несколько человек и у каждого свой стиль езды, «автомату» сложно подстраиваться под каждого. Поэтому, когда за руль садится другой водитель с другим характером вождения, КПП может «пинаться», ведь к такому стилю она не привыкла. Здесь поможет компьютерная диагностика. Ведь «пинки» могут быть причиной разных поломок, либо не просто нужно обновить ПО, что бы она «привыкла» к другому стилю езды. «Пинки» так же могут быть следствием: низкий уровень масла, либо требуется его замена, либо пора ее вовсе ремонтировать, опять же диагностика все выявит и покажет.

2. Бесступенчатый автомат, он же вариатор (CVT - Continuously Variable Transmission).

Главной отличительной чертой в эксплуатации является отсутствие ступеней переключений передач, а если быть точнее, то их очень много. Конструкция вариатора тоже отличается от классического автомата. Первые вариаторы появились примерно в 50-х годах прошлого века.

Основные отличия в конструкции – ремень, соединяющий первичный и вторичный вал.

Разные автопроизводители дали свои названия такому типу трансмиссии: Lineartronic, Autotronic, Multimatic, Multitronic, Multidrive.

Бесступенчатая коробка плавно изменяет крутящий момент в заданных промежутках регулирования.

При раздвижении шкивов лента уходит внутрь, когда они сближаются — ремень приобретает форму клина. В последнем случае радиус шкива увеличивается, а вместе с ним становиться больше и передаточное число, а в предыдущем варианте все наоборот. В промежутках между этими состояниями ремень становится прямым. Для смещения шкивов используются пружины, а также центробежная сила, создаваемая гидравлическим приводом. Он управляется электроникой, которая способна создать оптимальные условия для бесперебойной работы мотора. Водитель выбирает режим, а она настраивает работу CVT. За счет этого происходит увеличение его ресурса, снижение износа и уменьшение использования топлива.

Вариаторы применяют в основном в слабомощных двигателях, дабы обеспечить хорошую динамику и уменьшить расход топлива, по сравнению с классическим «автоматом».

Преимущества CVT – приемистость двигателя, комфорт за счет плавного разгона и экономия топлива, т.к. нет промежутков переключения передач. Вариатор называют еще «троллейбус» за счет прямого плавного разгона и прямой передачи оборотов от двигателя.

Есть определенные нюансы эксплуатации автомобиля с вариатором – периодичность замены масла и своевременной замены ремня. Так как массовое производство вариаторов началось гораздо позже, чем классического «автомата», не каждый автомеханик берется за его ремонт. Ведь есть определенный алгоритм его ремонта.

Многие боятся приобретать автомобили с вариатором, у людей сложен некий стереотип. Да и «сарафанное радио» играет немаловажную роль. На нашем рынке первые массовые автомобили с вариатором – Хонда примерно 2001 г.в. с правым рулем. В то время еще никто не знал, как его правильно эксплуатировать и как за ним ухаживать, а уж тем более при поломке никто не брался за ремонт. Но сейчас уже другие времена и очень много литературы и инструкций по эксплуатации, тем более, если вы приобретаете новый автомобиль. Ремонтная база сейчас развита очень хорошо и сотрудники дилерских центров в первую очередь проходят специальное обучение по ремонту таких трансмиссий. Так же с вариатором есть ограничения по буксировке прицепа и других автомобилей.

3. Роботизированная КПП.

По сути это та же «механика», но с автоматическим сцеплением. Переключение селектора КПП отличается от обычной «механики» и от «автомата»

Количество положений всего 3 (Передняя и задняя передача, нейтральное положение), так же может быть механическое (ручное) переключение скоростей.

На практике данный тип КПП у многих автопроизводителей себя не очень удачно зарекомендовал и многие отказались от ее эксплуатации. Так как есть определенный принцип использования и ухода, в основном за сцеплением и электронными элементами переключения – актуаторами. В некоторых роботизированных КПП, так же как и в обычной механике, используется система переключения за счет гидравлики – тормозной жидкости. Периодичность замены, которой гораздо чаще, чем в обычной «механике».

Массовым производителем автомобилей с роботизированной КПП – VAGсо своим знаменитым DSG, который имеет 2 диска сцепления.

Положительные стороны «Робота»: все плюсы «механики», включая экономию топлива, высокий ресурс (при правильной эксплуатации и уходе), уверенность, что всегда будет включена верная передача, исключая человеческий фактор, как у «автомата».

Из минусов можно отметить, как я уже говорил, уход, следить за уровнем и состоянием тормозной жидкости (если гидравлический привод), так же скорость переключения передач.

В ремонте данная КПП будет стоить дороже, чем классическая КПП.

В этой статье я описал принципы работы, положительные и отрицательные стороны КПП с автоматическим переключением передач. Остальное выбор за вами.

Некоторый материал и был заимствован из сайтов в интернете.

Удачи на дорогах и реже обращаться в сервис.