дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Почему от пальчиковых красок больше вреда, чем пользы

9 November 2019

Стоит мне набрать в поиске «пальчиковые краски», как сразу получаю просто тонну информации.

«Хотите дать их ребенку в 6 месяцев?» — спрашивают меня. — «Пожалуйста! Педиатры рекомендуют.»

«Рано?» — «Ок. Тогда только в 3 года!» Это уже рекомендация психологов.

«Хотите развить мелкую моторику? Вам срочно надо купить пальчиковые краски!»

«Хотите стимулировать развитие мозга вашего ребенка? Срочно в магазин!»

Особенно странно, когда рекомендации о пальчиковых красках встречаются на ресурсах о методе Монтессори. Складывается впечатление, что Мария Монтессори лично благословила производителей на производство этих красок, или даже сама изобрела их.Разумеется, Монтессори не изобретала пальчиковые краски. Она жила в конце 19—начале 20 века и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицины. В разное время Мария работала с разными детьми и, в конце концов, систематизировала свои знания в метод научной педагогики.

3 аргумента в помощь принятия решения: рисовать ли ребенку пальцами

Чтобы не потонуть в этом океане непроверенной информации, я решила обратиться за советом к Монтессори-педагогам с международными дипломами АМИ. После их консультации у меня появились аргументы, с помощью которых я могу сделать осознанный выбор. В пользу интересов развития своего ребёнка.

Что такое АМИ? В наше время уважающая себя Монтессори-общественность в России придерживается стандартов АМИ. АМИ (Association Montessori Internationale) — это организация, которую в 1929 году создала Мария Монтессори, чтобы защитить свой метод в его первоначальной целостности.

Ребенку важно получать адекватный сенсорный и моторный опыт

Ребенок рождается со 100 миллиардами нейронных клеток. Чтобы мозг заработал, нужно, чтобы между ними образовались связи. Они образуются путем движения ребенка и напитывания его сенсорики — то есть когда ребенок получает информацию от своих органов чувств, проживает личный опыт.

Казалось бы, причем здесь пальчиковые краски? При том, что на словосочетаниях «сенсорные ощущения» и «развитие мелкой моторки», очень удобно спекулировать.

Стоит только ребенку сесть, на нас сыпятся рекомендации: «Ребенок сел, дай ему краски! Пора напитывать сенсорику!» Но вот незадача, ребенок вместо того, чтобы вдохновиться и рисовать ручками, пробует краски. Ведь именно так он познает мир в младенчестве — тянет всё в рот.

Производители тут как тут: «Наша пальчиковая краска гипоаллергенна! А наша на водной основе с пищевыми красителями!» Но вот пример состава пальчиковых красок: пищевой краситель 2%, целлюлозный загуститель 2,5%, глицерин, мел, консервант косметический, вода питьевая. Вроде все безобидно. Но мне, как маме, что-то не хочется, чтобы это оказалось в желудке у моего ребенка.

И эта оральная стадия, когда ребенок все пробует на зуб, продолжается примерно до года.

Что же полезно ребенку, начиная с момента, когда он сел?

  • первые книги для малышей,
  • корзинка с мячами,
  • первый материал на проталкивание — это может быть самодельная коробка с одним отверстием для маленького мячика, который видно, как выкатывается,
  • первый материал на опускание и нанизывание: пирамидки, сортеры.

От рисования кисточкой больше пользы

После года ребенок выходит из орального периода, и есть краски уже не будет. Настает время, когда его рука готовится к действию. Мы можем помочь, предложив занятия на шнуровку, застегнуть пуговицу или потянуть молнию на одежде.

Реклама же продолжает вводить нас в заблуждение. И хочется, наконец, дать ребенку порисовать пальчиками. Но в числе действий, к которым ребенок готовит руку, это и косвенная подготовка к письму. Для этого нам нужна проработка пинцетного захвата. Его еще называют щипковым — захват тремя пальцами. И в этом нам помогут краски. НО! Обязательно нужна кисточка.

Руководитель Монтессори-центра «Азбука» в Санкт-Петербурге, АМИ-педагог Лариса Фарвазова:

«Пальчиковые краски мы используем только с кисточкой. Они хорошо отстирываются с вещей и рук ребенка. Использовать пальчиковые краски для рисования пальчиками — это коммерческий ход. Производителям тоже надо деньги зарабатывать.

Мы очень рады пальчиковым краскам, потому что на руках ребенка остается такой след от краски, который легко смыть. А мытье рук — это целевая деятельность. Дети, если запачкались, идут мыть руки и сразу получают результат, просто засунув их под воду. «Чистые!» — смотрят они. Им не приходится стоять и оттирать въевшуюся в кожу краску. Я смыл, я волшебник, я могу. А «Я могу!» — основное в Монтессори-педагогике».

Конечно, для пинцетного захвата можно дать дома восковой мелок. А для сенсорики, получается, — пальчиковые краски, раз уж они хорошо отмываются? Пусть рисует ладошками. Тем более, что и интернет-педагоги говорят — массаж ладошек. И снова вводят нас в заблуждение.

Но если посмотреть на рисование ладошками через призму мозга, то мы увидим, что нейронные связи образуются при многократном повторение. И давая ребенку много раз рисовать пальчиками, а потом предложить ему кисточку, можно столкнуться с сопротивлением. Ведь уже образовалась стойкая связь, как этим всем пользоваться. А тем временем у каждого возраста есть своя задача.

Ребенок нуждается в реальной картине мира

Ребенок пришел в этот мир, он ничего о нем не знает. И у возраста с рождения до 3 лет есть главная задача — адаптация. На самом деле, если посмотреть дальше трех лет, то ребенок до шести всё еще будет адаптироваться.

В Монтессори-парадигме я, как мама, рисую ребенку реальную картину мира. Это значит, что я просто показываю, как и с чем мы здесь обращаемся. Например, есть ложка и ей едят. Не по столу стучат. Есть краски. Ими рисуют. Не на зуб пробуют. Это не их первое предназначение.

Как только ребенок начал уверенно ходить, мы знакомим его со свойством и назначением предметов. Например: это краски, ты можешь рисовать кисточкой. И выставляем ему границы: ты можешь рисовать здесь. Как правило, на мольберте или листе бумаги, а не на обоях.

Есть большая вероятность, что ребенок, привыкший рисовать пальчиками, будет пытаться запачкать ими все вокруг. Даже не специально. Энергии много, руки в краске, двигаться охота. Поэтому лучше и в период от уверенной ходьбы до трех лет пальчиковые краски использовать только с кисточкой.

Таким образом, в возрасте от рождения до 1 года пальчиковые краски абсолютно бесполезны. С 1 до 3 лет мы можем предложить ребенку пальчиковые краски, но будем использовать их с кисточкой.

Мария Лучанинова — Монтессори-мама двоих детей: 1 и 4 года. Сотрудник центра «Монтессори-Азбука» в Санкт-Петербурге. Обучалась по программе «10 шагов к стандарту АМИ», работала ассистентом в группе тоддлеров. Сейчас стажируется на педагога в группе нидо. В Монтессори-методике пятый год