Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

26 March

В любом языке, конечно, нужны слова. Вы учите слова, готовите аккуратные хорошие кирпичики для своей речи. Вот такие:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

Вы понимаете, что слова знать недостаточно, поэтому вы учитесь сцеплять слова между собой и делать правильные предложения. Вот такие:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

Если потренироваться, у вас будут получаться высказывания посложнее:

Самые сознательные из вас много тренируются, делают упражнения, учатся собирать слова и выражения в конструкции и выстраивают свою башню английского языка. Аккуратную и надежную, где более сложные явления базируются на более простых явлениях, хорошо отработанных и собранных в правильную конструкцию. Вот такую:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

Если у студента есть способности и прилежание, он построит для себя целый замок с башенками и всякими пристройками. Вот такой:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

Прошло 10 лет, и вы напичканы "лексикой" и "грамматикой", выполнили тысячи "упражнений", а говорить по-английски так и не можете, пишете с большим количество ошибок, не понимаете устную речь, а в печатных английских текстах действуете наполовину наугад. Если сказать честно, вы и в собственном замке не очень ориентируетесь и уже не помните, что там за казематы и темные закоулки. Все потому что язык, который находится в вашем сознании, - это не каменный мавзолей из неподъемных плит, а живой организм, как дерево. Вот такое:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

У дерева есть корни, ветви, листья, кора, - и все это живет и чувствует, и сообщается между собой. Язык - это не набор умений, это часть человеческого сознания, то есть это то, что работает и живет помимо нашей воли и даже этой волей управляет. Элементы языка нельзя ворочать по приказу, как гранитные глыбы. Элементы языка порождаются ассоциативно, в ответ на ситуационные, эмоциональные, фонетические, осязательные, зрительные, семантические и пр. стимулы. При этом путь от смысла к высказыванию не линеен, сознание перебирает сотни и тысячи впечатлений, аналогий и образцов чтобы построить одну-единственную фразу. Скорость, с которой это происходит не подвластна никакому управляемому сознательному процессу. В каменном мавзолее плиты не сообщаются друг с другом, если вы построили мавзолей, вы будете порождать речь коряво и медленно. Как же сделать из монолитной пирамиды живое дерево? Никак. Дерево надо растить, а не строить, причем, начиная с самого маленького росточка, оно уже живое и взаимосвязанное: за немногими словами, которые вы успели узнать, уже стоят образы смыслов и ассоциации с другими словами и фразами. Чтобы росточек был живым, он должен зародиться в окружении зрительных, эмоциональных, ситуационных и прочих ощущений, которые сопутствую данной языковой единице. Для его питания необходим объем визуальных, аудиторных, коммуникативных, даже осязательных впечатлений, - именно с их помощью смыслы закрепляются в сознании и связываются с другими элементами языка.

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

Если вы обеспечите зеленому зародышу питание, он будет расти и впитывать новые ощущения, а сознание, приняв его в свой состав, само будет подбирать для него новые связи внутри себя и в реальном мире. Если, например, предлог 'in' не наполнен ощущением "внутренности", а предлог "to" не порождает ощущение направления, вы вечно будете их путать, а заодно и "on", "from", "after" и еще кучу пространственных предлогов. Если оболочки слов (его звучание, написание, употребление) существуют в контексте смысла и осознания этого смысла, то ваше слово, или выражение, или грамматическая форма станут такими:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

Или даже такими:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

На них будут основываться новые элементы языка, которые будут в то же самое время являться элементами самого сознания. Я хочу, чтобы вы поняли: язык - это не логическая система и не набор знаний. При таком подходе, вы обречены медленно и коряво ворочать ограниченный набор формальных единиц (фонетических, лексических, грамматических), постоянно теряя целые области накопленного. Язык - это ассоциативная система, часть человеческого сознания, где отдельные деревья (слова, выражения, формы) , каждое из которых связано корнями и отростками с другими элементами и областями языка, сознания и физиологии. Язык - это сложный живой лес внутри мира вашего сознания. Станет ли мертвый язык, груда каменных глыб, живым после того, как вы выучите еще тысячу языковых фактов? Нет, не станет. Мертвое - оно мертвое. Необходимо с самого начала использовать все доступные каналы информации, скармливая мозгу изображения, действия, поведенческие реакции, звуки, которые окружают речь: видео, аудио, человеческое общение, практические задания с использованием языка, сюжеты с эмоциональным вовлечением. Необходимо следить за ростом области языка, предлагаемой на данном этапе вашей учебной программой, не по количественным критериям, а по возможности употребления, легкости понимания единиц и свободе своей ориентации в данном кусочке языка. Эта свобода и понимание образуются именно в ходе понятийного, реального употребления речи, а не в результате большого количества одинаковых упражнений из черно-белой книжки. На самом деле, волноваться не стоит: все заложено в вашей учебной программе (если программа хорошая). Надо просто учить язык, а не отдельные его формальные элементы, с которыми - да, иметь дело просто, но которые языком совсем не являются.
Если будете растить иностранный язык постепенно и полноценно, внутри вас будет расширяться прекрасная живая экосистема, работающая эффективно и самостоятельно. Вот такая:

Как вы учите английский. Хроники Франкенштейна.

Ольга Владимировна Белякова

для сайта www.itisEnglish.ru