СЛОВА В ГОЛОВЕ (Как наше сознание хранит лексические единицы)

12 September

Проблема в том, что вы пытаетесь запомнить слова таким же образом, как любую другую информацию, например, годы жизни Александра Македонского или пароль от почты. Однако, слово - это не факт и не эмоция. Слово - это комплексная единица, составная часть мышления. Говоря "слово" я имею в виду любой отдельный элемент (фонетическое, морфологическое и семантическое единство), выражающий цельный смысл, то есть это может быть также и выражение и даже, в каких то случаях, фраза.

Что вообще может храниться в сознании? Нам не доступно ничего в окружающем мире кроме собственных ощущений: зрительные образы, звуки, прикосновения, запахи, ощущения от собственных движений и состояний, свои эмоции и пр. Ничего другого человека воспринимать не может. Весь наш аппарат входящей информации - это клетки-рецепторы.

Соответственно, смысл слова - это комплекс ощущений, связанный с графическим или звуковым обозначением слова.

Каким образом лексические единицы существуют в мозге? Слова и выражения - это физически существующие специализированные нервные клетки (речевые нейроны), которые имеют двоякую (ассоциативную) сущность. С одной стороны, они устанавливают связь с комплексом ощущений, присущим данному смыслу, с другой стороны - с представлением о том, как можно слово или выражение воплотить для окружающих (произнести или написать). Такое соответствие "смысл" (т.е. ощущения) - "воплощение" (т.е. программы поведения для вербализации или написания) и является лексической единицей.

Каким образом речевые нейроны устанавливают необходимые связи? Связи - это физически существующие отростки нейронов, сообщающиеся с отростками других нейронов через соединения-синапсы. Каждая цепочка связи посредством программ памяти и анализа ведет к сигналу, полученному с зрительного, осязательного, обонятельного и пр. рецептора, или от вегетативного нейрона, или от мышечной клетки, или от еще какой-нибудь физически существующей клетке тела. Один нейрон имеет несколько тысяч соединений.

(ИЛЛЮСТРАЦИЯ)

Условная модель речевого нейрона. Синим шрифтом обозначены нейронные связи с моторными областями мозга, ведущие к формирования поведенческих механизмов для продуцирования слова. Розовые надписи - интерпретации сигналов от разнообразных сенсорных нейронов, соотносящие данную лексическую единицу с комплексом ощущений. Оранжевые надписи - примеры сенсорных ассоциаций для слова "день".
Условная модель речевого нейрона. Синим шрифтом обозначены нейронные связи с моторными областями мозга, ведущие к формирования поведенческих механизмов для продуцирования слова. Розовые надписи - интерпретации сигналов от разнообразных сенсорных нейронов, соотносящие данную лексическую единицу с комплексом ощущений. Оранжевые надписи - примеры сенсорных ассоциаций для слова "день".

Таким образом, при попытке подобрать любое слово в сознании всплывают сотни воспоминаний и представлений об ощущениях, полученных с разнообразных рецепторов в ситуациях, связанных с участием данной лексической единицы. Чем чаще и осмысленнее употребляется эта единица, тем лучше работают цепочки связи, тем сигналы в них быстрее и устойчивее. Разработанная система связей - необходимое условие свободного употребления лексической единицы. Слабые нетренированные цепочки соединений - причина потери слов и выражений, смешивания их между собой и затрудненного, насильственного "вспоминания".

Эти механизмы осуществляются бессознательно со страшной скоростью 100 m/sec и не имеют никакого отношения к вашим жалким попыткам "вспомнить" слово или выражение "заученное" из рамочки на странице 74. Скажем так: либо ваш словарный запас является сложной системой ассоциаций создаваемых нейронами и соединениями-синапсами, либо у вас нет никакого словарного запаса.

Как же установить необходимые связи между нейронами (физически - между смыслами-ощущениями и порождаемым словом)? Способ только один - скормить сознанию нужные ощущения в сочетании с использованием соответствующей лексики. Слова из рамочки бесполезны (как вы могли уже сами убедиться). Ваша задача - вырастить нужные соединения в мозгу, а не заучить лексику насильственно, потому что в последнем случае она не будет восприниматься сознанием как речевые единицы и не сможет участвовать в порождении слитной речи.

Мы видим собаку (с разных сторон, целиком и по частям), ее движения, мы слышим ее лай и поскуливание, боимся ее, умиляемся, ощущаем запах и пр. - все эти ощущения поступают на рецепторы мозга и тела. Ассоциируя с этими ощущениями, слово "собака", мозг тренирует соответствующие нейронные связи. Важно понимать, что физиология мозга не подчиняется сознательному контролю, а действует по собственному усмотрению, развивая то, что считает необходимым (= используется) и избавляясь от бесполезных синапсов.

Таким образом, с практической точки зрения, нужно обеспечить:

- ситуации и образы, оставляющие впечатления, которые надо выразить словами, особенно - имеющие отношение непосредственно к говорящему с вовлечением эмоций (фильмы, сценки, чтение, обсуждения и пр.)

- употребление другими людьми нужной лексики на фоне соответствующих ситуаций (для включения подражательных механизмов),

- разнообразие впечатлений (потому что новое оставляет более сильные ощущения, а привычное старое может отторгаться сознанием),

- коммуникативные задачи выражения требуемых смыслов (т.е. не ответ на уроке, а реальная ситуация, где необходимо говорить или писать так, чтобы тебя поняли) - в таких ситуациях сознание ищет действенные пути смысловыражения и находится в режиме внимания,

- повторение уже сделанных заданий (потому что программы поведения и ассоциативные связи являются результатом повторных правильных действий)

Я надеюсь, из вышесказанного видно, как важно употреблять язык в реальных условиях и в реальной обстановке, а также - насколько бессмысленны задачи "накачать кого-то лексикой" к тесту.

Ольга Белякова

для сайта www.ItIsEnglish.ru

Шишковская Т, "Нейрофизиология речи", Medach

Дубынин В.А., "Мозг и потребности человека" (цикл лекций МФК МГУ), Лекция 3 "Мозг и новая информация"

Глаголев С.М., "Как работает нейрон", авторское пособие, Московская гимназия на Юго-западе № 1543