Как заставить вредные отходы приносить пользу

Photo by John Cameron on Unsplash
Photo by John Cameron on Unsplash

Ученые и экологи пока еще в начале пути

На протяжении десятилетий человечество активно ищет способы решения экологических проблем. Как предотвратить глобальное потепление, снизить потребление вредных веществ, препятствовать загрязнению океанов? Медленно, но верно мир переходит на новую экономику утилизации и использования отходов. Правительства развитых стран делают невыгодным их захоронение, а вместо этого стимулируют сортировку, переработку и производство новых товаров. Можно ли заставить вредные отходы «работать» нам на пользу и каких успехов удалось добиться на этом поприще?

Злодейки-батарейки

Photo by Frank Wang on Unsplash
Photo by Frank Wang on Unsplash

Более половины токсичных выбросов из всего бытового мусора приходится на долю отработанных батареек. Они содержат тяжелые металлы: ртуть, свинец, кадмий и никель. Попав на свалку, а оттуда — в землю или грунтовые воды, одна пальчиковая батарейка способна загрязнить 20 квадратных метров почвы или отравить 400 литров воды. Если же она добирается до мусоросжигательного завода, то ртуть и свинец попадают в воздух, которым мы дышим.

Тем не менее, насущная проблема утилизации батареек до сих пор не решена: есть заводы, на которых их перерабатывают, но таких предприятий недостаточно (в России такой завод один на всю страну — «Мегаполисресурс» в Челябинске). Можно было бы делать новые батарейки из старых, однако это экономически невыгодно. Дальше всех в этом направлении шагнула компания Energizer в 2015 году. Здесь стали продавать EcoAdvanced, якобы сделанные из переработанных использованных батареек. На самом деле, лишь 4% содержания новой продукции состоит из старых гальванических элементов. Мало, но больше, чем ничего.

Бизнес из покрышек

Photo by David Edelstein on Unsplash
Photo by David Edelstein on Unsplash

Куда более выгодно производить биотопливо из обычных старых покрышек. Отслужившие и выброшенные автомобильные шины также наносят существенный вред экологии. Они разлагаются в земле более ста лет, загрязняя при этом почву, поскольку материал, из которого сделаны покрышки, обладает высоким уровнем токсичности.

Однако благодаря процессу пиролиза — термического разложения органических соединений без доступа воздуха — такие шины могут превращаться в мазут и дизельное топливо. Благодаря безотходности производства переработка покрышек считается весьма прибыльным делом. Используемое здесь сырье бесплатно, процесс экономичен, а затраты электроэнергии минимальны. Небольшие предприятия по переработке шин открываются по всему миру, в том числе и в России. Как утверждают специалисты, этот процесс еще только начался, и у «покрышечного бизнеса» большое будущее.

Как победить пластик

О вреде пластика ученые и экологи твердят давно. Последние неутешительные новости 2018 года: «пластиковый остров» — мусорное пятно в Тихом океане — по площади в три раза превзошел Францию и достиг 1,6 млн кв. км. До недавнего времени считалось, что вредный материал полностью разлагается лишь по прошествии 500 лет, однако японские специалисты обнаружили бактерию, способную поглощать полиэтилентерефталат всего за нескольких дней. Впрочем, широкого внедрения такой способ утилизации пока не получил — все упирается в деньги.

Крупный бизнес также ищет пути решения проблемы. Особенно активно действуют компании по производству спортивной обуви и одежды Nike и Adidas. Например, Nike уже давно производит спортивную форму из переработанного полиэстера. В 2010 году компания впервые презентовала ее национальным сборным на чемпионате мира. Одежда была сшита из ткани, произведенной из 13 млн переработанных пластиковых бутылок. За последние восемь лет в Nike утилизировали более 3 млрд бутылок. А в 2013 году бренд построил в Шанхае магазин полностью из мусора и вторичного сырья.

Не отстает и Adidas. С 2015 года компания сотрудничает с природоохранной организацией Parley for the Oceans, которая занимается защитой мирового океана. Совместно они разработали технологию по переработке пластиковых отходов, которая позволяет изготавливать из них обувь. В течение двух лет подряд Adidas продает по миллиону «экологичных» кроссовок, что позволяет ей не только внести вклад в защиту окружающей среды, но и приносит внушительную прибыль. К 2024 году бренд планирует делать 403 млн пар такой обуви ежегодно.

Впрочем, ученые, экологи и представители бизнеса пока находятся в начале пути, и в деле защиты окружающей среды стоит ожидать еще немало открытий.