Почему антифриз в любой машине надо менять через каждые 20 000 км пробега

Фото familyhandyman.com
Фото familyhandyman.com

Не могу назвать себя педантичным водителем. Езжу на машине, пока что-то не заскрипит или не застучит. Меняю масло не по рекомендациям завода, а как бог на душу положит. А уж когда мне кто-то присаживается на уши, дескать, в «тачке» надо регулярно менять не только масло, но и антифриз, у меня случается приступ гомерического хохота.

И вот моя любимая потекла. Надо, говорит механик, срочно менять ей прокладку. Ту, что между рулем и сиденьем. Ибо эта «прокладка» осознанным безразличием к системе охлаждения, убила оную. Ну и пока умелец в сервисе менял патрубки и радиатор, организовал мне ликбез.

Оказывается, антифриз - не просто подкрашенная дистиллированная водичка с какими-то незамерзающими при отрицательных температурах добавками. В действительности, это химически сложная жидкость, решающая в системе охлаждения авто целый спектр задач.

В первую очередь антифриз, проходя по рубашке охлаждения мотора, принимает на себя избыток тепла и уносит его в радиатор, где за счет набегающего при движении машины потока воздуха, происходит охлаждение.

Вторая задача этой технической жидкости - борьба с коррозией. Ведь в системе охлаждения полным-полно и металлических, и алюминиевых деталей, которые в той или иной степени склонны к окислению.

Фото readersdigest.ca
Фото readersdigest.ca

Ну и третья беда, на борьбу с которой брошен антифриз - трение (насос системы охлаждения смазывается именно им, и не будь в нем специальных присадок, помпу приходилось бы менять с такой же частотой, как подгузники младенцу).

Однако несмотря на общеизвестные требования, предъявляемые к этому продукту, далеко не все жидкости пригодны для использования в современных машинах.

Антифризы, в состав которых входят соли неорганических кислот (силикаты, нитриты, нитраты, фосфаты, амины), образуют на стенках системы охлаждения оксидную пленку, которая, с одной стороны, предотвращает коррозию, но с другой - ухудшает теплоотдачу.

Для маломощных моторов ухудшение теплоотдачи пройдет незаметно, а вот движок современного мощного авто из-за нарушения температурного баланса такой антифриз загубит за пару лет.

Кроме того, у таких «охлаждаек» есть еще один побочный эффект: оксидный слой со временем становится все толще, затем он частично осыпается и забивает каналы в системе охлаждения.

Фото theaa.com
Фото theaa.com

Антифриз, ресурс коего исчерпан, при повышении температуры провоцирует кавитацию. Если по физике не в зуб ногой, напомню, что это появление пузырьков пара в жидкости, которые, схлопываясь, вызывают появление ударной волны, буквально выгрызающей металл в системе охлаждения.

При этом крыльчатка помпы вращается как бы в воздушном пузыре и едва-едва проталкивает антифриз по системе. Закономерный итог - перегрев мотора, забивание каналов радиатора продуктами окисления, появление трещин в шлангах.

Поэтому регламентную замену этой техжидкости, в чем я убедился на личном опыте, проводить просто обязательно. Механик мне рекомендовал делать это минимум раз в 20 000 км пробега.

Не знаю, обманул ли меня механик, но его доводы показались убедительными. А вы как считаете - стоит ли так часто менять антифриз в машине?