Мода 1950-х в СССР: как это было?

20 December 2018

Мирное десятилетие, пятидесятые годы, положительным образом сказалось на развитии моды в СССР.

После смерти И.Сталина начался процесс десталинизации, а новый генсек – Никита Хрущёв приоткрыл «Железный занавес» и сделал возможным контакт с внешним миром. В Москве прошёл первый Фестиваль французского кино, и Жерар Филипп стал настоящей звездой и кумиром молодёжи. Выставка Пикассо прошла в Москве и Ленинграде, и вызвала бурные дебаты в обществе. Впервые за много лет русский балет гастролировал в Европе, а в 1957 году в Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, которой стал поворотным событием в истории советской моды.

Это привело к тому, что французский силуэт new look, с узкой талией и пышными юбками, занял лидирующие позиции в советских модах во вторую половину десятилетия, проложив себе дорогу к сердцам советских женщин, а впервые годы десятилетия, всё-таки, были популярны подкладные плечики типичные для сталинской эпохи.

Влияние Китая

В 50-е годы было достигнуто соглашение между СССР и Китаем. Это привело к тому, что на советские прилавки хлынул настоящий поток китайских товаров.

Появление китайских вещей очень резко изменило цветовую гамму одежды. Китайские ткани переливались такими цветами, которые давно были забыты в советском обществе. Кроме того, советские женщины впервые познакомились с различными китайскими аксессуарами. Популярными были маленькие китайские вышитые сумочки, китайские бамбуковые зонтики, веера.

Пользовалось спросом и китайское бельё, домашняя одежда, халаты, в которых дамы того времени предпочитали прогуливаться, выезжая на морской курорт.

Стиль Франции

Но всё равно французский стиль был более востребован советскими женщинами. В этом стиле шили повседневную одежду, вечерни туалеты.

Изменилось отношение к тканям и цвету. Самой популярной тканью в этот период был капрон, сначала гладкий, затем с рисунком. Набивной рисунок постепенно стал новым трендом. Также популярными были тафта и муар в клетку или в мелкий горошек, а за такой тканью, как кашмир, вообще выстраивались очереди.

В пятидесятые годы самым популярным аксессуаром оставалась шляпка. Популярная шляпница того периода времени, румынка мадам Брикар, которая работала на Кристиана Диора, изобрела новую форму шляпки. Эти шляпки получили название «минингиток». Это были очень маленькие головные уборы, которые закрывали лишь центральную часть головы. Модель стала очень популярной в СССР, наверное, потому что на них шло очень мало материала.

Вуалетки, которые были популярны в сороковые годы, начинают выходить из моды. Их заменяют другими украшениями, цветами или перьями.

Также в моде были перчатки, причём не только зимние, но и летние, сшитые из капрона и кружева.

Сумочки были мягкой формы и очень сильно напоминали ридикюли дореволюционной поры.

В этот период самыми известными дизайнерами СССР были Гана Ганевская, которая работала на Мосфильме, Елизавета Ефимова, портниха — надомница, которая одевала саму Клавдию Шульженко.

Дом моделей СССР

В Москве продолжал свою работу Дом моделей, и именно в этот период появилась такая профессия как модель. Моделей было достаточное количество, но профессия не считалась престижной и даже немного осуждалась обществом. В 1953 году советский Дом моделей впервые принял участие в международном модном конкурсе, которые проходил в Праге.

Иконами стиля того периода времени были популярные советские актрисы, певицы и спортсменки. Они имели возможность одеваться модно в том же Доме моделей и, самое главное, они легально выезжали за границу и привозили оттуда новинки, которые тут же тиражировались советскими портнихами.

В 1959 в СССР приехал парижский Дом Моды Кристиана Диора. Он представил совершенно новые коллекции, новые образы вечерних и повседневных платьев, которые несколько отличались от его же стиля new look.

Движение стиляг и пижонов

В эти годы продолжалось движение стиляг и пижонов, с которым в СССР активно боролись. Приезд Кристиана Диора перевернул их представление о современной моде. Теперь модными стали брюки-дудочки, широкие двубортные пиджаки, яркие, «гавайские» рубахи, узкие галстуки-верёвки и туфли с очень длинными и узкими носами. В шестидесятых годах это стало выглядеть стильно, а в пятидесятых смотрелось несколько комично. Девушки отдавали предпочтение «диоровскому» стилю, ярким тканям, причёскам «бабеттам» (которые стали популярны после премьеры французского фильма «Бабетта идёт на войну» с Брижит Бардо в главной роли), маленьким сумочкам и яркому же макияжу и бижутерии.

Мужская мода пятидесятых годов менялась гораздо медленнее, чем женская. Многие мужчины ещё носили старую военную форму или вещей перешитые из неё.

В целом, в довольно трудные 50-е годы мода в СССР возрождалась и назвать этот период серым и унылым никак нельзя.