Analyze This
52 subscribers

Как наше воображение нас одурачивает

<100 full reads
113 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 42% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Как наше воображение нас одурачивает

Большинство радостей, горестей, переживаний и прочих эмоциональных "горок" в отношениях вызваны заблуждением людей относительно того, что между ними действительно происходит.

Когда наше воображение одурачивает нас, заставляя игнорировать слова и реальность, мы становимся похожи на марионеток, аниматорами которых являются наши собственные фантазии.

Фантазиям, этой 1/3 нашей психической реальности, в психоанализе уделяется важное место. Точнее сказать, психоанализ нацелен на то, чтобы помочь человеку ослабить пагубное влияние иллюзий на его жизнь.

Если вы читаете этот текст, значит, у вас есть глаза. А если у вас есть глаза, значит вы так же как и все мы соблазнены воображаемым регистром - тягой нарциссизма, тем тяготением, что превратило легендарного Нарцисса в цветок, или втащило Алису в зеркало.

Расскажу вам несколько забавных случаев из практики известного французского психоаналитика Жака Лакана, иллюстрирующих то, как психоаналитик в своей работе помогает пациенту взять слово, научиться высказываться и вступать с другими людьми в отношения, очищенные от токсинов собственного разыгравшегося воображения...

Здесь и далее воспоминания пациентов Лакана приведены из книги Jean Allouch “Les Impromtus de Lacan”:

Придя на сеанс, анализантка предлагает Лакану ценную маленькую статуэтку. Лакан берет подарок, требует оплаты за сеанс и выпровождает анализантку.

Наша немедленная реакция будет состоять в том, чтобы подумать, что Лакан обманул свою пациентку: закончил сессию и потребовал оплату до ее начала. Якобы пациентка Лакана не сделала ничего плохого - она ​​просто хотела подарить ему подарок. Но не был ли ответ Лакана точно таким, какой и должна выглядеть психоаналитическая интерпретация? Отвечая таким образом, Лакан сорвал воображаемый регистр, открыл дверь речи, которую женщина "принесет" на следующий сеанс, и эта речь поможет ей научиться тестировать реальность, а не продолжать раз за разом проигрывать стереотипную историю в своих отношениях.

Естественно, мы не знаем полной информации об этом анализе или о том, в каком месте анализа это происходило, но даже в изоляции этот маленький анекдот содержит прекрасную мысль: режим, в котором представлен образ, - это способ сказать что-то, не сказав этого. Это то, что в нашей повседневной жизни мы можем наблюдать в наших отношениях с другими.

Давайте рассмотрим еще один пример:

Одежда, хотя она сама обдуманно выбрала ее в то утро, не устраивала ее. В момент выхода из дома (она собирается на сеанс к Лакану) она смотрит в зеркало, колеблется... Но нет, она не переоденется!

У Лакана она тщательно прикрывается пальто. Сидя в маленьком кресле, она избегает любых лишних движений.

Лакан:

- Ты не хочешь снять пальто?

- Н .... нет.

- Тебе не нравится твое платье?

Второй пример:

При посещении сеанса с Лаканом каждый посетитель должен был сидеть в маленьком низком кресле, настолько низко, что колени поднимались выше ягодиц.

Женщина приходит на сеанс в щедро распахнутой одежде, которая, когда она села, представила вид, выходящий за рамки того, что мода эпохи, пусть и сильно либеральная, допускала бы без проблем.

- Quelle belle jupe! [Какое красивое платье!], - комментирует Лакан.

Что мы можем из этого извлечь? Большинство людей не уверены в том, как они выглядят и что они носят. И, возможно, лучший способ сорвать воображаемый регистр - это сделать им комплимент. Многим людям трудно принять комплимент и, тем более, их ответ будет руководством к тому, что вам делать дальше. С его Quelle belle jupe («Какое красивое платье»), Лакан сделал именно это.

Красивый маленький пример такого рода игры воображения происходит на встрече между Лаканом и его пожизненным другом Сальвадором Дали (пара изображена выше).
Красивый маленький пример такого рода игры воображения происходит на встрече между Лаканом и его пожизненным другом Сальвадором Дали (пара изображена выше).
Красивый маленький пример такого рода игры воображения происходит на встрече между Лаканом и его пожизненным другом Сальвадором Дали (пара изображена выше).

Дали однажды приходит к двери Лакана с гипсом на носу. Лакан приветствует его и ничего не говорит.

Кто знает, получил ли Дали травму и искал сочувствия ... или он этого не сделал и просто пытался сыграть с Лаканом в его собственную игру. Что забавно, так это то, что Лакан совершенно игнорировал это. Мы все знаем кого-нибудь из тех, кто каждый раз, когда мы встречаем их, приветствует нас каким-то мнимым расстройством. Очень часто это проявляется на уровне тела – расстройство пищевого поведения, боль в какой-то части тела, новая татуировка напоказ, новая стрижка. Но, зная о том, что все это не просто бессмысленные феномены, а за этим стоит какое-то требование, обращенное к нам, мы уже можем решать, что нам с этим требованием делать.

Анастасия Гареева, (не)страшный психиатр

Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком.
Делитесь статьёй в соцсетях, - пусть об этом прочитают ваши друзья.
Подпишитесь на канал, чтобы получать новые статьи о психологическом благополучии и читать их первыми.

Рекомендую также прочитать:

Кара богов

Мужское бессознательное

Чего хочет женщина?