Найти в Дзене
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1961-1965.

Есть желание завести ещё одну рубрику: "Лучшие "живые" альбомы". Формироваться эти списки будут сразу по нескольким версиям: проговой, металлической (включая хард) и общей. Публиковать буду в хронологическом порядке, начиная с 60-х годов прошлого века. Если в процессе чтения у вас будут возникать вопросы по поводу отсутствия того или иного альбома или исполнителя, то прошу не возмущаться. Если Вы о них вспомнили, значит со 100% вероятностью знаете. Я же свою задачу вижу в рассказе о дисках и музыкантах менее известных или известных, но раскрывающихся с новой, неожиданной стороны. По-моему, это гораздо интереснее, чем мусолить одни и те же имена и названия. Хотя и совсем отказываться от них в мои планы не входит. Они будут появляться в заметках данной серии своим чередом. А если кого и пропущу, то не обессудьте. Никто не совершенен.

Sir Miles Davis is a painting by David Lloyd Glover. Сайт fineartamerica.com
Sir Miles Davis is a painting by David Lloyd Glover. Сайт fineartamerica.com

За сим начнем. Лучшие альбомы направления "прогрессив" 1961-1965. Представлены одним стилем и одним исполнителем. Стиль - джаз-рок. Музыкант - Майлз Дэвис (Miles Davis). Да, это не тот прогрессив, к которому привыкло большинство местных меломанов. Да, Дэвис - в первую очередь джазмен. Но, прогархивы числят его "своим". И вряд ли их редакторы менее компетентны, чем и автор, и потенциальные читатели этой заметки.

Один из самых известных и популярных джазменов-новаторов, человек определявший лицо и курс развития джаза несколько десятилетий, трубач Майлз Дэвис записал в 1961 году концертный сет, в котором играет вещи созданные в предыдущие четыре года. Концерт начинается с композиции So What, взятой из всеми любимого и одного из самых известных альбомов мастера "Kind of Blue". Майлз сразу дает жару, создавая крутой настрой на весь альбом. Он и его сопровождающий состав играют в жестком агрессивном режиме и выдают в этом номере почти рок-энергетику. Другие номера более традиционно джазовые, но всё равно достаточно близкие к тому, что называют стилем фьюжн. На нескольких мелодиях к группе присоединяется инновационный аранжировщик Гил Эванс с оркестром из двадцати одного музыканта. В настоящее время альбом существует в различных вариантах. Есть однодисковые с разным количеством бонус-треков, добавленных к изначальным шести вещам. Есть двухдисковый с полной версией выступления. Слушайте любой, удовольствие гарантировано.

Записанный 25 сентября 1964 года в Германии в камерном зале Берлинской филармонии и вышедший в феврале 1965 года альбом "Miles in Berlin" представляет собой первую запись трубача Майлза Дэвиса с тенор-саксофонистом Уэйном Шортером. С добавлением Шортера Дэвис нашел в 1964 году постоянный состав музыкантов, с которыми он будет до 1968 года и выпустит некоторые из самых своих влиятельных альбомов. Неважно, что большинство музыкантов, включая пианиста Херби Хэнкока, басиста Рона Картера и барабанщика Тони Уильямса ( Herbie Hancock, Ron Carter & Tony Williams) , до этого выступления играли с Дэвисом чуть меньше года. За это время они взяли его традиционный репертуар стандартов и оригиналов и переработали его с более авантюрным, острым подходом, местами граничащим с авангардом. Взаимодействие солиста с игрой группы предвещает новаторские подходы и грядущее тесное сближение Дэвиса со стилем джаз-рок.

Этот концерт Майлза Дэвиса был записан раньше чем "Miles in Berlin", 12 февраля 1964 года, а выпущен хотя и тоже в 1965-ом, но позже. Причем на "My Funny Valentine" попали треки, попадающие под определение "баллады". Эти пять длинных треков подчеркивают лирическую сторону Дэвиса. Впечатление усиливают несколько сильных пассажей тенор-саксофониста Джорджа Коулмена и динамичная игра молодой ритм-секции (той же, что и на "Miles in Berlin"). Более быстрые вещи вышли через несколько месяцев уже в 1966 году на диске "Four & More". Но, предвосхищая будущее, скажу, что он в списки лучших не попадет.

Ещё раз прошу обратить внимание на годы выпуска представленных альбомов. И не удивляться отсутствию роковых музыкантов. Что поделать, в первой половине 60-х рок ещё только пошел в начальную школу, а джаз уже был солидным респектабельным господином с хорошей кредитной историей. Рок-альбомы в этой рубрике будут. Скоро.

Рекомендуем почитать