Буллинг: 8 способов перестать быть жертвой издевательств

29 December 2018

То ли общество становится в целом все гуманнее, то ли проблема стала острее, но последнее время стали много говорить о буллинге или психологической травле, и отдельном его виде - кибербуллинге, травле в сети. На мой взгляд, травля была всегда - я наблюдала ее и в детстве, и в студенчестве, и позже.

Сама я, как и почти любой человек, иногда сталкиваюсь с насмешками, хамством или проявлением агрессии в свой адрес. Как я думаю, помимо объективных причин - кого-то что-то раздражает во мне, основная причина - спокойный, крайне безобидный внешний вид и мягкие манеры, вкупе создающие впечатление слабохарактерности и неспособности дать отпор. Все это - усиливает соблазн выплеснуть раздражение на меня.

В этой статье я перечислю способы, которые эффективно использую для того, чтобы ставить на место. Мне достался жесткий характер, который позволяет реализовывать наиболее прямолинейные способы; людям робким и стеснительным это будет гораздо сложнее (особенно юным людям), поэтому я дополнила статью также более мягкими способами, которые в свое время эффективно сработали для других людей (чему я была свидетелем).

1. Спокойствие, только спокойствие

Спокойствие - хороший друг в любом деле. Очень важно первоначально научиться относиться спокойно к факту агрессии или издевательств в свой адрес, принять это как факт, чтобы не ранить свою психику. Для этого нужно понимать, почему издевательства имеют место быть.

Издевательства и агрессия - это выплеск раздражения, неприязни. Людей часто что-то или кто-то раздражает, почему это происходит - тема отдельной статьи, но фактом является то, что:
- кто-то позволяет себе выплескивать неприязнь направо и налево, без разбора;
- кто-то - выплескивает неприязнь только тому, кто не может сдать сдачи;
- кто-то сдерживает себя.

С людьми первого типа бороться в принципе бесполезно. У них, наверное, притуплен инстинкт самосохранения, и в силу своей неразборчивости они постоянно напарываются на встречную реакцию и неприятности, но это их ничему не учит и не останавливает. Таких людей нужно либо избегать либо просто терпеть.

Люди второго типа гораздо хитрее, у них присутствует инстинкт самосохранения, и они обижают только тех, кто не может, как им кажется, дать отпор. Это могут быть и школьные дебоширы, и сетевые тролли, и чиновники, занимающие высокие посты, и распоясавшиеся начальники. Вот с ними можно и нужно бороться.

Также надо понимать, что может, а что не может являться объектом критики, и какой должна быть сама критика.

Внешность, манеры и особенности, индивидуальность человека не могут быть объектом жесткой критики никогда.

Это надо хорошо понимать самому, т.к. часто жертва издевательств не находит сил для отпора еще и потому, что в глубине души считает жесткую критику внешности заслуженной. Да, я же действительно толстая, да, у меня же действительно кривые зубы. Нет. Не правильно.

Человек имеет право испытывать симпатию или отвращение к индивидуальным чертам или поведению другого человека, но имеет нравственное право вслух высказывать свое недовольство, только если это его касается напрямую. Внешность не касается никого.

Любые недостатки и даже дефекты внешности, особенности манер и самовыражения - это ньюанс, преимущество или проблема только их обладателя. Даже если это вредно, неправильно, плохо - это касается только его одного. Больше это никого не касается.

Даже супруг/супруга не имеют морального права на жесткую критику внешности (максимум - на мягкое и корректное выражение своего мнения-просьбы), т.к. они вольны делать выбор - оставаться или уйти.

Таким образом, причина буллинга и издевательств лежит всегда в недостатках агрессора, а не жертвы издевательств. Это нужно понимать и относиться спокойно к мягко говоря некрасивому поведению агрессора.

2. Волчий оскал

Особенность буллинга заключается в том, что агрессоры не рассчитывают на встречную реакцию. Они рассчитывают как раз на то, что жертва испуганно проскочит мимо. Но если внезапно остановиться, развернуться и молча пойти на агрессора, это само по себе вызовет первоначальной реакцией подсознательный страх и напряжение, т.к. подсознательно мы все воспринимаем, что идущий молча прямо на нас человек может быть потенциально опасен. Именно так нападает волк - молча и рывком бросается вслед за своей жертвой, так нападает собака, которая собирается укусить.

Разумеется, подойдя к агрессору или агрессорам, нужно что-то сделать. Первый способ подразумевает эмоциональное выражение агрессии, агрессивный подтекст при абсолютно нейтральном тоне словесно выражаемой информации. "Привет! Хорошая погода, сегодня, правда?" - абсолютно нейтральное приветствие, даже дружелюбным тоном и с улыбкой, при агрессивном взгляде глаза в глаза и угрожающем положении фигуры - сбивает с толку оппонента уже само по себе. Пара таких оброненных фраз обычно вызывает смятение и недоумение, какое-нибудь бормотание из уст бывшего агрессора. Закончить маневр нужно обязательно дружелюбным жестом или шуткой, улыбкой, смягчив взгляд и тело, и затем спокойно удалиться. Спасение репутации морально раздавленного противника - обязательный жест и залог спокойных и безопасных отношений в будущем.

Минусом данного способа является то, что нужно хорошо владеть собой и обладать в какой-то степени харизмой, чтобы суметь произвести нужное впечатление и чтобы оппонент мог в полной мере всем нутром прочувствовать страх и неуверенность из-за неясности и непредсказуемости ситуации. Также этот способ не подходит для борьбы с кибербуллингом.
Плюсом является то, что эффектная внешность и грубая сила тут не нужны - только владение собой и бешеная
сдерживаемая энергетика.

3. Убить интеллектом

Следующий способ основан на том факте, что большая часть людей малограмотны в области психологии, да и вообще сложносочиненные предложения, обильно сдобренные научными терминами, вводят мозг неподготовленного человека в ступор.

Соответственно, к этому маневру необходимо подготовиться: почитать хотя бы пару статей на тему того, чем обусловлена агрессия, что такое раздражение и т.д. Затем подойти к агрессору и "грузануть" его большим объемом сложноперевариваемой информации: "Вот ты такой агрессивный, а знаешь ли ты, что за агрессию отличает в организме норадреналин? А большое количество норадреналина в крови снижает интеллектуальные способности, хотя и притупляет боль. А еще.." - и так далее. Закончить маневр лучше какой-нибудь шуткой, помня о спасении репутации противника.

Минусом данного способа является то, что нужно обладать подвешенным языком и суметь понять самому информацию, которой затем грузить агрессора. Плюсом является то, что особенная харизма или смелость тут не нужна - выпалить все это можно и волнуясь.

4. Вскрытие покажет

Еще один крайне эффективный способ основан на том, что большинство людей малограмотны в области психологии, крайне плохо разбираются сами в себе, в своих чувствах, и не сильны в логике. Из-за этого их мышление носит поверхностный характер, и они не особенно углубляются в суть проблем и понятий, которые обсуждают и впитывают извне.

Суть способа заключается во вскрытии проблемы, озвучивании сущности конфликта. К агрессору нужно обратиться с вопросами, которые он сам себе никогда не задавал, и заставить вопросами погрузиться в суть конфликта и собственные мысли: "Я тебя раздражаю? Тебе не нравится мой нос? А почему? Почему ты считаешь, что имеешь право мне это высказывать? Почему ты любишь выплескивать раздражение на окружающих?" - и т.д.

Минусом способа является то, что нужно самому понимать, что спрашивать, т.е. хотя бы поверхностно разобраться в основных ньюансах психологии. Также нужно суметь удержать внимание оппонента на размышлении, что возможно не во всех ситуациях буллинга (особенно, в тех, когда пытаются избить). Плюсом является то, что можно за один такой разговор расставить точки над "i" и совершить настоящую революцию в голове агрессора.

5. Лучшая защита

Лучшая защита, как известно, нападение. Как я уже говорила, буллинг основан на убежденности агрессора в неспособности жертвы дать отпор. Еще меньше агрессор ожидает того, что он сам может быть объектом насмешек - т.к. издевательства в значительной степени базируются на убежденности в собственном превосходстве над жертвой.

Удивительно, но если подойти к агрессору и сказать: "Я тебе не нравлюсь? Раздражаю? А ты сам мне не нравишься! Ты меня раздражаешь! А особенно твое... " - и дальше по ситуации - то это вызывает огромную обиду и удивление со стороны агрессора. Особенно эффективна фраза "ты меня раздражаешь" - она вызывает наибольшую обиду, т.к. по своему содержанию подразумевает агрессию и превосходство. К обиде подмешивается неудовлетворенность, что само по себе резко снижает желание что-то высказывать в будущем.

Минусом является то, что особо агрессивный агрессор может разозлиться еще больше и, например, попытаться избить. Также нужно обладать смелостью бросить открытый вызов. Плюсом данного способа является то, что не нужно готовиться заранее, и на не слишком агрессивных агрессоров действует эффективно.

6. Работа над собой

Ну тут и говорить особо нечего - похудение, исправление кривых зубов, коррекция зрения, линзы вместо очков, переход в другой коллектив/школу - этот метод решения вопроса давно известен. Плюс - очевидность эффективности этого метода. Минус - долгосрочность реализации, и кроме того, исчезновение недостатков не всегда прямо ведет к прекращению издевательств. Иногда "клюют" просто за тихий, слабый характер.

7. На стиле

Весьма интересный способ основан на том факте, что люди обожают следовать за какими-то трендами, чтобы, во-первых, быть вхожим в какой-то круг общения, а во-вторых, чтобы осознавать собственную значимость и исключительность ("у меня есть айфон, значит я ...").

Поэтому, крутой гаджет или модный look, или участие в оппозиционном движении, или дружба со звездой инстаграмма - действительно способны изменить отношение агрессивно настроенной толпы к индивидууму. При условии, что он обладает чем-то очень ценным, бывшие агрессоры могут даже переквалифицироваться в новых друзей или поклонников - все, лишь бы быть поближе к этому ценному.

8. Обезоруживающая доброта

Этот способ в большей степени работает на принципах "мнения большинства". Суть его сводится к тому, что жертва буллинга делает какие-то очень добрые дела - заботится о животных, помогает бабушкам, работает волонтером в поисково-спасательной группе - и об этом становится известно агрессивно настроенному коллективу. Чем "мимимишнее" и попсовее занятие - например, спасение бездомных или больных котят - тем больше шансов на умиление и "прощение" жертве буллинга ее недостатков.

Минусом данного способа является то, что добрые дела действуют впечатляюще далеко не на всех. Плюсом является то, что делаются добрые дела, и можно добиться эффективного результат и в своих отношениях с коллективом.

Поставьте лайк этой статье и подписывайтесь на мой канал, чтобы читать больше интересных размышлений.