7 вещей, которые нужны для начала работы на тендерных площадках

Семь яиц, из которых вылупятся куры, несущие золотые яйца
Семь яиц, из которых вылупятся куры, несущие золотые яйца

Итак, вы нацелились на сектор b2b и решили продавать свои товары/услуги корпоративным клиентам. Большую часть закупок крупные заказчики размещают на электронных торговых площадках (ЭТП). В народе такие площадки зовут тендерными.

Для начала работы необходимо обзавестись целым перечнем инструментов для формирования и подачи заявок на конкурсные процедуры. И перво-наперво приобрести нужно

1. Оргтехника

Помимо само собой разумеющихся компьютера и МФУ, нужно обязательно поставить источник бесперебойного питания и резервный 3G-модем для интернет-соединения.

Закон подлости он такой. Технике свойственно ломаться на самом интересном месте. Будет очень грустно, если вы не сможете загрузить уже подготовленную заявку только из-за того, что у вас внезапно упал интернет.

2. Электронная цифровая подпись

Пресловутая ЭЦП, которой подписывают все значимые документы на ЭТП и в электронном документообороте (ЭДО). Выпускают ЭЦП специальные удостоверяющие центры, действует она в течение года. Для некоторых компаний (например, Газпром или РЖД) существуют свои специализированные ЭЦП. Уточните набор ваших подписей при заказе ЭЦП.

Еще необходимо перепроверить перечень прав, даваемых вашей ЭЦПшке. Обязательно среди этого перечня должно быть право подписывать договоры. Дело в том, что ряд ЭТП организовывает подписание договора между заказчиком и победителем прямо у себя на площадке, т.е. электронно. Неподписание такого договора может повлечь за собой попадание вашего юрлица в реестр недобросовестных поставщиков и тогда доступ ко всем конкурсным процедурам будет для вас закрыт.

Помните, что на выпуск ЭЦП нужно от трёх до семи рабочих дней. Это нужно учитывать при продлении вашей ЭЦП. Еще очень желательно заказать себе два экземпляра подписи для подстраховки. Флешки с ЭЦП могут выходить из строя или просто теряться. Поэтому храните эти носители, как зеницу ока.

3. Агрегатор закупок

Все (или почти все) закупки размещаются в так называемой ЕИС - Единой информационной системе по адресу zakupki.gov.ru. Однако функционал портала направлен в основном на информирование участников. Если вы хотите полноценно работать с закупками, то нужен сервис, который будет собирать их в единой платформе.

В таком сервисе можно настраивать шаблоны поиска по различным параметрам: ключевые/исключающие слова, регион, отрасль, коды классификаторов и даже по площадке, на которой они размещаются.

Такой инструмент резко повышает эффективность поиска закупочных процедур. Агрегаторы позволяют включать уведомления о публикации всех изменений, происходящих в ваших конкурсах. Кроме того, в некоторых сервисах есть зачатки CRM, что также повышает удобство работы, особенно когда параллельно идёт несколько процедур.

4. Деньги

всегда следите за движением денег на ваших виртуальных счетах
всегда следите за движением денег на ваших виртуальных счетах

Много денег!)) Да, придётся морозить на виртуальных счетах порой весьма приличные суммы и следить за их движением. Запомните и запишите перечень платежей, так или иначе необходимых для того, чтобы заявиться на конкурс:

  • оплата доступа на ЭТП - это безвозвратная сумма, которая идет самой площадке. Может быть разовая или на промежуток времени (месяц/квартал/год)
  • обеспечение заявки - платёж организатору тендера, обычно возвращается после публикации протокола выбора победителя
  • комиссия ЭТП - разовый платёж, который площадка заберёт себе в случае вашей победы. Он списывается с виртуального счёта, который у вас появляется вместе с регистрацией аккаунта на ЭТП. Важно (!) деньги на виртуальный счёт нужно вносить заранее, т.к. без них заявку подать просто невозможно. Если же победить вам не удастся, то заблокированная сумма вернётся к вам же, но на виртуальный счёт.

Помимо оплаты услуг ЭТП, для некоторых видов работ нужно свидетельство отраслевого СРО, для участия в котором тоже нужно вносить вступительный взнос.

5. Документы

Много документов!)) Приготовьтесь к тому, что у вас будут спрашивать самые невообразимые документы. Помимо уставных и учредительных, требуют еще справки и декларации из налоговой, бухгалтерские документы, а также разрешительные документы вроде свидетельств СРО, регистрации лабораторий, систем менеджмента качества и так далее и тому подобное.

Для примера скачайте документацию на какой-нибудь конкурс РЖД, ЕВРАЗа или Газпрома. Эти компании достаточно придирчиво относятся к составу заявки, поэтому внушительный список необходимых документов можно дёрнуть оттуда.

Помните, что срок давности многих документов составляет один месяц, поэтому не забывайте их регулярно обновлять.

6. Факсимиле руководителя и прочие штампики

Особо ретивые заказчики просят столько копий, что набирается 500 листов и более
Особо ретивые заказчики просят столько копий, что набирается 500 листов и более

Многие заказчики требуют предоставить надлежаще заверенные копии документов. Кстати, термин "надлежаще заверенные" подразумевает вполне конкретные требования к копии, очень рекомендую поискать что сюда входит. Особо ретивые заказчики просят столько копий, что набирается 500 листов и более.

Естественно писать столько раз "копия верна" и должность занимает уйму времени. Поэтому приготовьте необходимые штампики и факсимиле подписи вашего руководителя. Это существенно ускоряет процесс подготовки заявки.

7. Гранд-смета

Или другой какой-нибудь продукт, который позволяет создавать эти самые сметы. Очень часто заказчики просят подгрузить в составе заявки еще и подготовленные сметы в формате программы Гранд-смета. Да и вам самим наверняка нужен инструмент, позволяющий грамотно расценить ту или иную работу.

Мы перечислили все основные инструменты. Теперь можете приступать к штурмованию закупочных высот!

Было полезно? Жмите "нравится")) спасибо!