6 subscribers

1:0 в пользу советского кино (Сериал "А зори здесь тихие").

101 full read

Давайте продолжим разговор о ремейках старых советских фильмов о войне в современном российском кинематографе. Конечно же, стоит поговорить о экранизации повести Б. Васильева "А зори здесь тихие". В 1972 году фильм был снят режиссером С. Ростоцким по написанному им вместе с автором повести сценарию. В 2015 году режиссер Р. Давлетьяров снял свои "зори". А вот сценарная группа у него достаточно внушительная. Стоит, думаю, перечислить всех. Даю версию с сайта https://www.kinopoisk.ru/film/a-zori-zdes-tikhie-2015-840754/cast/#writer :  Ю. Коротков, А. Виткин, Р. Давлетьяров, Б. Васильев (надо же, сам автор и не в первых рядах!?),  Д. Новоселов. А в титрах самого фильма всего три фамилии: Короткова, Виткина и Давлетьярова. О самом Б. Васильеве ни слова. Скорее всего не принимал он участия в сценарии, просто дал добро на экранизацию. 

                  В целом фильмы сняты почти один в один. Дело только в этом "почти". Думаю, что вы уже догадались, о чем идет речь. Правильно, о тех небольших деталях, которые, не меняя сюжета, вроде бы, добавляют правдивости в фильм. Я и не удивлен, если вспомнить, что в заставке упомянуто некое "Военно-историческое общество" под управлением министра культуры В. Мединского. И сразу же в судьбах главных героинь появляются те самые черты "историзма": Лиза Бричкина (актриса С. Лебедева) оказывается из раскулаченных (а по повести она колхозница с Брянщины, живет с отцом-лесником на заимке), Галя Четвертак (актриса К. Асмус) вместо детдомовки (обычное дело для 20-х годов) становиться дочерью репрессированных родителей. Я согласен, что память о безвинно погибших (подчеркиваю слово безвинно, поскольку не все были таковые) должна быть, но это не значит, что надо пихать упоминание о них даже в переснятые фильмы советской эпохи. Есть и другие способы. Тем более, что создатели фильма опять же наступают на любимые грабли, - вводят конкретику. Арест родителей Гали Четвертак отнесен ими к 1930 году, а дело происходит в Ленинграде. Человек, которого выводят ОГПушники, -  в штатском, а значит, судя по всему, это либо ленинградская группа по "делу Промпартии", либо по "делу Трудовой крестьянской партии", либо по "делу Академии наук". Но проблемка в том, что осужденные почти все были достаточно известны, да и семьи высылались вместе с ними. Так что не очень удачная вставка получилась. Да, и, самое главное, детей "врагов народа" в детские дома стали отправлять только после  1934 года, согласно постановлению ВЦИК "Об устройстве детей лиц, находящихся под стражей". 

                 И, наконец, Рита Осянина (актриса - А. Микульчина), жена офицера-пограничника, погибшего на заставе на второй день войны. Для пущей важности или большей убедительности авторы даже дают точные данные - действие происходит в 86-ом Августовском погранотряде (Белоруссия). Все бы ничего, если бы авторы знали, что с вечера 20 июня 1941 года по приказу начальника пограничных войск НКВД Белорусской ССР генерал-лейтенанта И.А. Богданова все пограничные заставы были переведены на усиленный режим охраны границы, по которому, в том числе, пограничники спали в верхней одежде, а оружие находилось рядом с кроватью. Так что того, что показано в фильме на погранзаставе быть не могло. Этот эпизод был бы на месте, если речь шла бы о какой-нибудь стрелковой части. 

                  В целом, если не видел советской экранизации, сериал 2015 года, конечно, смотреть можно. Но при сопоставлении с версией образца 1972 года он проигрывает по всем показателям: и по подбору актеров (за редкими, как всегда, исключениями), и по драматизму событий, точнее, по умению режиссера не просто снять ту или иную сцену, но как-то заставить задуматься зрителя.

             Главный герой старшина Васков в исполнении актера П. Федорова, просто, какой-то "крепкий орешек" в русской версии. Довольно шаблонно для многих современных фильмов. А вот в исполнении А. Мартынова (1972 год) старшина выглядит куда как более драматично и естественно. Для сравнения предлагаю желающим просто посмотреть концовки обоих фильмов с того момента, когда главный герой захватывает остатки немецкого десанта в плен. Насколько сильно всё сделано у Ростоцкого! А финал какой! Словом, 1:0 в пользу советского кинематографа. А с учетом уже разобранного противопоставления сериала "Исчезнувшие" (2009) и сериала "Обратной дороги нет" (1970) так и , вообще, 2:0!

Герои сериала 2015 года.
Герои сериала 2015 года.
Те же, но в 1972 году. Сравните сами.
Те же, но в 1972 году. Сравните сами.