Найти в Дзене
Мой интеллект

Эмоциональный интеллект. Используем подражание

Оглавление

Человек – социальное существо и поэтому его эмоциональное состояние зависит от социальной среды, в которой он находится, ее эмоционального климата.

Каким образом?

Во-первых, эмоции других людей – это сигнал, стимул, вызывающий ответную реакцию. Если окружающие улыбаются, то ваш мозг говорит вам: «Все хорошо, опасности нет, улыбайся, радуйся». И наоборот. Отсюда следует, что для вас будет полезно находится в обществе миролюбивых, улыбающихся людей. А если полезно, то нужно проявить активность и найти таких, а еще лучше создать свой благоприятный ближний круг общения друзей, единомышленников – эгрегор, обладающий собственным эмоциональным энергетическим полем. Народная мудрость: «С кем поведешься, от того и наберешься!»

Во-вторых, особенностью психики людей является подражание. С рождением ребенка подражание становится основным методом познания. И только на определенном этапе личностной революции человек сам становиться объектом (точнее, субъектом) подражания.

Вспоминаю один факт из своей жизни. У меня был товарищ по работе, с которым я общался и вне ее: ездили на природу на велосипедах, встречались на даче, у него дома, с его сыном – подростком – какое-то время ходили вместе в тренажерный зал. Я был знаком с его женой по школьным делам – она работала учителем в школе, где учились мои дети. Каково же было мое удивление, когда мой товарищ сказал мне: «Мой сын подражает тебе во всем. Ты у него – авторитет». И тут я почувствовал ответственность за свое поведение и свои высказывания.

Сейчас, в этот момент я «пробежался» по своей жизни и вспомнил тех, кому я подражал, кто был для меня авторитетом или эталоном. А у вас были такие люди? Вспомните, кто?

Объектом подражания часто становятся не люди из ближнего окружения, а общественно известные люди: политики, актеры, певцы, спортсмены, герои фильмов… Конечно, особенно те из них, кого хорошенько распиарили и в большей степени у подростков на этапе их социального становления, осознания себя как личности.

Безусловно, ценности меняются… В мое советское время объектами подражания были Гуля Королева, Павел Корчагин, Алексей Маресьев… Мальчишки, как будущие мужчины, усиленно подражали и Гойко Митичу («Сыновья большой медведицы», «Чингачгук большой змей», «След Сокола»…) в роли Чингачгука.

Мужественный, сильный, красивый!
Мужественный, сильный, красивый!

А сейчас? Кто объекты для подражания? Те, кто умеет делать деньги, богат, живет в роскоши? А роман «Как закалялась сталь» даже исключен из школьной программы, как и многие другие книги советского периода.

Зеркальные нейроны

Исследования ученых показывают, что структуре мозга есть, так называемые, «зеркальные нейроны» (они, кстати, говорил и Радислав Гандапас на своем «Марафоне «на эмоциях», который я частично посетил). Расположение их в мозгу человека представляется по-разному. Но можно предположить, что первоначально это была двигательная зона, затем – речевая.

Скорее всего, «зеркальные нейроны» – это не просто отдельные нервные клетки, а сформированные зоны или дополнительная функция определенных участков мозга – подражание другим.

Причем, это подражание проявляется как познавательный и обучающийся процесс. Наблюдая за другими и моделируя их в себе, мы изучаем этот мир и научаемся жить в нем, получаем (что ценно!) не просто знания, а умения и навыки.

Что интересно, эта функция мозга включается тогда, когда действия объекта подражания имеют ценность, какую цель, назначение: «Он не просто руками машет, а наносит удары, что и мне пригодится! Надо присмотреться и научиться!»

Подражание, как метод обучения, используется целенаправленно в системе обучения. Коротко, его можно выразить словами: «Делай как я!». В армии, пожалуй, это основной метод. Да и вообще, там, где нужна не теория и а практические знания.

Еще уместно вспомнить, что знания человека делятся на эксплицитные – внешние и имплицитные – внутренние. А имплицитные знания делятся на формализованные – представленные на определенном языке и в определенной форме и неформализованные, которые невозможно описать языком. Для неформализованных имплицитных знаний единственным способом их передачи (социализации) является подражание и работа «зеркальных» участков нейронов.

Сказанное относится и к эмоциям. Мы можем дать эмоциям название (идентифицировать их), но как передать человеку свой эмоциональный мир? Через подражание! Это подражание образу и стилю жизни, поведению, внешним атрибутам – физиологии тела, мимике лица, тембру голоса, одежде, настроению…

Хотя, отмечу, часто вместо подражания используется отрицание – кривое зеркало, минусовое подражание: «Я не хочу быть таким, жить и чувствовать так, как этот человек!» В неблагополучных семьях это бывает – сын ведет себя противоположно отцу-пьянице.

Подражание со знаком минус часто связано с такими отрицательными эмоциями как отвращение, презрение, ненависть. Но они придают силы человеку, который должен переломить ситуацию, выйти из-под влияния негативного социального образа, играя положительную стеническую роль.

Часто отрицательное подражание происходит неосознанно. В фильме «Вам и не снилось» (кстати, название фильма, по моему, не соответствует его содержанию; в американском прокате он шел с названием «Любовь и ложь», что более точно) мальчик влюбляется в маленькую худенькую тихую девочку, ухаживает за ней, заботится. А в его семье мама – крупная, громкая, командная. В классе этот мальчик нравится другой девочке – юному прототипу его мамы, но… – мальчику по сердцу худенькая девочка. По-моему, здесь, в частности, подсознательно сработало отрицательное зеркальное отражение.

Так что, используйте подражание для своего эмоционального регулирования. А еще лучше – становитесь образцом для подражания: польза будет двойная – вам и тем, кто вас окружает, особенно вашим детям.

Пишите, если есть чем поделиться по этой теме! И главное – экспериментируйте над собой, пробуйте!

И не забывайте ставить лайки, поддерживая канал!

И заходите почаще, не забывайте меня!

P.S. В ЛитРесе есть мои книги по тематике психологии интеллекта:

1. «Развивай интеллект восприятия»

2. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа».

3. «Интеллектуальный капитал: содержание и формирование»

Доход от продаж перечисляю тяжелобольным детям в фонд «Помогать легко». Поддержите!

Помогите, кто сколько может, тяжелобольному мальчику Мустаеву Вове!

Рекомендуем почитать
Жить по средствам и жить по умениям
Ещё немного по экономическим принципам. Принцип «жить по средствам» характерен для классического экономического человека: рационально мыслящего, финансово грамотного, контролирующего свои потребности и эмоции, ответственного перед собой, своими близкими. Часть людей никак не руководствуется этим принципом, используя другой – «бери от жизни всё здесь и сейчас». Благо микрофинансовые организации и банки всегда готовы «придти на помощь»… Рискуют, но «красиво жить не запретишь…» Помню, в детстве у нас была соседка, которая постоянно занимала и перезанимала деньги...
В продолжение предыдущей статьи «Жить по средствам и жить по умениям»
Насчёт умений. Пятилетние планы 70 – 80-х гг. кроме повышения качества продукции были направлены на рост товаров широкого народного потребления. Партия и Правительство решили наполнить потребительскую корзинку народа разнообразными товарами. На предприятиях создали конструкторско-технологические службы, участки и цеха по проектированию и производству ширпотреба в дополнение к основной продукции. Что-то типа стратегии диверсификации. Инициативу по формированию номенклатуры ширпотреба отдали самим предприятиям, надеясь на творческий подход специалистов...
Документы, вакансии и контакты