Суровая днепровская броня - Альтернативная История

29 December 2018

   Реки – широкие полноводные реки, всегда являлись хорошими «естественными преградами», на которые могли опираться самые прочные рубежи обороны. Успеть бы только упредить противника… Поэтому, нет ничего удивительного, что в начале 30-х некой АИ СССР, идея усилить Днепровскую флотилию настолько, чтоб в кризисной ситуации она могла сугубо за счёт собственных сил и средств какое-то время препятствовать форсированию Днепра противником и продвижению его вглубь страны, дабы войска успели перегруппировавшись создать по восточному берегу прочный фронт, вызвала дискуссию о том, какие собственно это должны быть силы и средства.

   Предлагались проекты новых боевых кораблей различных классов, модернизировались старые. В состав флотилии включались подразделения береговой артиллерии, ПВО, авиации (включая гидросамолёты) и даже морской пехоты.

   Но, главное в любой флотилии, это, безусловно, определяющий её ударную мощь корабельный состав.

   Какие же боевые корабли (разумеется, помимо уже существующих) можно придумать для одной из мощнейших советских речных флотилий? Точнее, какие боевые корабли могут сделать флотилию таковой?

   Начнём с ТТТ к ним.

   Габариты. Поскольку это не море, а река, с её мелями, порогами, узкостями и крутыми поворотами, глупо строить слишком большие и от того неуклюжие корабли. Которые, к тому же, крайне уязвимы не только для авиации, но и для обычной сухопутной артиллерии (в т. ч. прилагающейся к банальной пехоте).

   Осадка. Опять-таки при наличии мелей, порогов, плёсов и пологих берегов, вытягивающихся в длинные песчаные косы, она должна быть минимальной. Как и высота борта вообще – ведь это ещё и «поражаемая поверхность».

   Скорость. Для реки скорость важна столь же, как и манёвренность. Тем более учитывая, что при движении против мощного (в узкостях и в районе порогов) Днепровского течения, скорость будет существенно снижаться.

   Эти три параметра касаются речных кораблей и судов всех классов.

   Теперь, рассмотрим боевые возможности исходя из основных задач – главная из которых – то самое недопущение переправы через реку, по крайней мере, передовыми частями противника.

   На реке, где опасность может ожидать за любым её изгибом, из-за любого крутого берега, желательно иметь надёжную бронезащиту, маневренность, а для подавления огневых средств противника – мощное вооружение.

   Понятно, что совместить все требуемые по максимуму параметры, избежав неприемлемой для речных акваторий гигантомании, крайне сложно. Можно, конечно, представить себе этакий речной монитор с защитой как у истинного броненосца, вооружением как у морского эсминца и… фатальными габаритами, совершенно необходимыми, чтоб добиться при всём том «богатстве» приемлемой осадки.

   А уж какой «сладкой» эта баржа будет мишенью…!

   Поэтому, лучше разделить боевые функции между кораблями трёх основных типов, созданных на унифицированной базе:

  • Штурмовые бронекатера. Небольшие, не перегруженные вооружением, зато манёвренные и достаточно защищённые.
  • Канонерские лодки огневой поддержки. Это, прежде всего, мощное и дальнобойное вооружение при относительно лёгкой бронезащите.
  • Десантный катер, способный принимать на борт не только какое-то количество пехоты, но и пусть в небольших объёмах, тяжёлое вооружение и даже лёгкую технику.

   Поскольку на дворе в данной АИ первая половина 30-х, в качестве исходного ориентира для ТТЗ по вооружению и бронезащите штурмового бронекатера, примем ТТТ на новый тяжёлый танк Т-39. Т. е. пушка корпусного калибра (107 или 122 мм) и броня до 60 мм. Вроде бы совсем не хило.

   Но, советский максимализм неизбежно столкнётся на практике с жёсткими ограничениями конструктивного и технологического характера. Такой БК вытянет от 85 до 100 тонн, а то и ещё больше! Но ведь нам нужен именно бронеКАТЕР – не только мощный, но так же достаточно компактный и вёрткий. К тому же, не запредельно дорогой, годный для крупносерийного производства и даже для транспортировки по железной дороге. Поэтому, начинаем резко «урезать осетра». Параллельно осознавая, что функция ПВО, неизбежно будет со временем возрастать.

   И в итоге, получаем вполне умеренный именно бронеКАТЕР, 26 м в длину, 4,5 в ширину с максимальной осадкой до 1 м. Водоизмещение ок. 65 т. С вооружением из одной 76,2 мм зенитной пушки 3К в большой башне самой простой прямоугольной формы (тупо – бронеящик на танковом погоне значительно большего диаметра, чем у Т-35А и Т-28).

Опытная самоходка СУ-6 вооружённая зенитной пушкой 3К обр.31 г.

   Особой «фишкой», катерной башни является очень большой угол возвышения орудия (до 60 гр.) и высокоскоростные (естественно для своего времени!) электропривода наведения, позволяющие использовать её для ведения зенитного огня и стрельбы через крутые берега. Так же в башне, в собственной шаровой установке, смонтирован станковый пулемёт «Максим» с бронекожухом и дополнительным внешним контуром постоянно циркулирующего жидкостного охлаждения. ДОТ-овский «капонирный» вариант.

   На люке крыши башни – турельная зенитная установка от бронеавтомобиля Д-12, куда при необходимости, перемещается «тело» башенного-же «Максима», либо ручного ДТ из резервной боеукладки.

   Помимо такой «главной» башни, бронекатер получит одну штатную зенитную установку в виде 37 мм АП обр. 28 г. (советский «пом-пом») на надстройке позади рубки с бронещитом и две установки крупнокалиберных пулемётов ДК обр. 32 г. на турелях люков на баке и полубаке корпуса (а пока таких нет – допустимы спарки тех же «Максимов»).

40 мм «пом-пом» от Виккерса – прообраз советской 37 мм АП обр. 28 г.

ЗПУ в виде спарки пулемётов Максим

   Таким образом, всего, БКА изначально несёт одну (но зато максимально мощную на то время) 76,2 мм пушку, одну 37 мм АП и 5 «Максимов» (в т. ч. две спаренные ЗПУ). ИМХО – для катера обр. начала 30-х, более чем достаточно.

   Со временем и по возможности, 76,2 мм модификация зенитки 3-К будет заменена на либо на модернизированную 3-К обр. 38 г. (гибкость огня которой ещё и повысят, специально задуманными в дополнение к штатным унитарам, выстрелами раздельного заряжания с зарядами трёх мощностей), либо вообще сразу на 85 мм пушку на базе зенитки аналогичного калибра 52-К обр. 39 г. Никак не защищённые турельные ДК «запакуют» в открытые сверху полубашни, а 37 мм «пом-пом», заменят на новое 37 или 20 мм автоматическое зенитное орудие. Кроме того, ВОЗМОЖНО (!) со временем, в состав вооружения будет включён 120 мм миномёт (устанавливается на крышу башни). Изначально получить в состав вооружения такую полезную на реке с крутыми берегами вещь как 120 мм миномёт, нельзя по отсутствию такового.

   Бронезащита, в процессе разработки, тоже сильно изменится и вместо остро желаемых 60 мм с основных ракурсов, бронекатер получит такую броню лишь в лобовой части башни и боевой рубки. Борта башни, рубки и других жизненно важных частей катера (в т. ч. СУ и танки с горючим), будет защищать вертикальная броня толщиной 35 мм. Горизонтальная защита – 20 мм.

   Силовая установка – первоначально два авиамотора М-17 по 500 л.с. с которыми катер, водоизмещением в районе 65 т. будет развивать максимальную скорость не менее 14 узлов (чего для реки хоть и маловато, но вполне приемлемо). Позже, М-17 заменят на два ГАМ-34 (800 л.с.). Скорость с ними увеличится до 16-17 узлов. Пытаться ещё её увеличить смысла не имеет – катер изначально не рассчитан на движение в глиссирующем режиме, отчего каждый лишний узел скорости потребует слишком большого увеличения массы СУ и её мощности, изрядная часть которой будет тупо работать на бурун под транцем. Зато, для экономического хода и имеющаяся мощность избыточна. Поэтому, для неспешного движения, да ещё по течению, катер будет располагать вспомогательным 60-сильным моторчиком от трактора С-60, способным питаться не только бензином, но и более дешёвым лигроином (основной вид тракторного топлива в то время). Не исключена возможность передачи мощности с этого вспомогательного двигателя на поворотную колонку, для увеличения маневренности. В середине 30-х, этот маломощный двигатель заменят на 131-сильный двигатель арттягача «Коминтерн», потребляющий хоть и не легроин, но и не дефицитный авиационный бензин, а дешёвый автобензин второго сорта.

   Автономность катера – 15 суток. Дальность экономическим ходом не менее 250 км. Экипаж 16 чел.

   Перевозка 65-тонного бронекатера по ж/д, может осуществляться на двух платформах грузоподъёмностью 50 т. и 35 т. На одной корпус с СУ в сборе. На другой, демонтируемые элементы бронезащиты корпуса и рубки, полностью укомплектованные башни, а так же всё прочее вооружение, боеприпасы и расходные материалы.

   При заявленных длине и ширине, бронекатер (его корпус) перевозить на 50-тонной четырёхосной платформе действительно допустимо, хоть и сугубо как негабаритный груз – т.е. не «от балды», а разрабатывая заранее транспортную операцию, предварительно инспектируя путь, согласуя графики движения, формируя экстренный «литерный» поезд. Это сложно, но можно.

   Канонерская лодка огневой поддержки, будет представлять из себя очень схожую конструкцию. Только за счёт уменьшения вертикальной бронезащиты жизненно важных частей корпуса до 25 мм (вместо 35 мм), а рубки до 35 мм (вместо 60 мм) и отказа от башни, на передней части корпуса разместится облегченная (т. е. сугубо с ручными приводами наведения) корабельная универсальная установка Минизини со спаркой 100 мм пушек (лицензионный выпуск которых будет развёрнут в СССР с итальянской помощью в 1934 году), а на рубке, вместо автоматической зенитной пушки, установят командно-дальномерный пост управления стрельбой. Больше никаких принципиальных изменений.

   Особая фишечка – для обеспечения остойчивости (особенно при бортовом огне) и уменьшения поражаемой поверхности, довольно тяжёлая установка Минизини (в полной комплектации 15 тонн!) монтируется не на палубе катера, что и «оверкиль» 65-тонному БКА практически гарантирует и обязательно потребует мощных подкреплений, а прямо на днище корпуса, поверх усиленных шпангоутов. Понятно, что для удобства обслуживания установки, в палубе будет сделан широкий вырез «круга обслуживания» (штатный круг обслуживания корабельной «Минизини» в ширину катера вполне укладывается, даже с некоторым запасом).

   Ну и напоследок – третий элемент речного «трезубца» — это десантный катер. По сути, конструктивно, это та же канонерская лодка огневой поддержки, вооружённая только двумя установками крупнокалиберных пулемётов, у которой на палубе смонтирован легкобронированный (8-9 мм) салон на взвод морских пехотинцев. Ещё один взвод размещается под палубой в бытовых помещениях катера. Третий взвод, можно разместить уже без всяких удобств, прямо на верхней палубе по всему катеру. Не сильно комфортно, зато разом перевозим целую роту.

   Кроме того, вместо демонтируемого «верхнего» салона, там же, прямо на корпусе (передняя часть палубы у всех десантных катеров широкая, оснащённая аппарелью), можно перевозить и выгружать на необорудованный берег технику массой до 5 тонн. А это любой выпускаемый в СССР грузовик (кроме малосерийного Яг-10), плавающий танк, бронеавтомобиль или танкетка, орудие практически любого класса батальонного, полкового или даже дивизионного уровня. При этом, под палубой, вместо десанта, «полезный объём» можно использовать для грузов массой ещё до 5 тонн. Т. е. общий вес нормальной «полезной нагрузки» — 10 т. Больше – можно, но это будет уже вперегруз и потребует тщательной балансировки этой избыточной нагрузки, чтоб избежать опасного дифферента.

   Обычная загрузка в вариантах:

  • Два взвода штатно (со всем комфортом), либо до роты («в тесноте да не в обиде») морской пехоты со штатным вооружением.
  • Лёгкий арттягач с орудием (полковая или противотанковая пушка) на буксире, и расчётом, плюс один взвод десанта в «нижнем салоне».
  • Миномётная батарея в полном составе.
  • Плавающий танк либо бронеавтомобиль, плюс один взвод десанта.
  • Грузовой автомобиль с полезной нагрузкой, общей массой не более 5 тонн. Плюс до 5 тонн грузов, распределённых по катеру и в «нижнем салоне».

   Структура бронекатерных частей проста. Излишне громоздкие соединения городить не будем. Основной боевой единицей будет дивизион в составе четырёх штурмовых бронекатеров и двух бронекатеров огневой поддержки (плюс, разумеется, пара-тройка патрульно-разъездных многоцелевых катеров, плавмастерская, дебаркадер-плавказарма с помещениями штаба и клуба, небольшой танкерок для ГСМ, буксир и пожарно-спасательный катер).

   Десантные катера будут сводиться в отдельные дивизионы и придаваться частям морской (речной!) пехоты.

   Сколько дивизионов БКА надо, чтоб решить ту самую главную задачу – не дать прорвавшимся частям противника форсировать Днепр сходу до подхода наших резервов и создания ими прочной обороны по восточному берегу? Полагаю, ориентировочно, не меньше чем Днепровская флотилия имела в «расцвете» своих сил во время ВОВ. А это 8 канлодок и более 40 бронекатеров. А ещё, она имела минные катера, катера ПВО, и даже самоходные плавбатареи. (Волжская флотилия, имея в своём составе до 18 канонерок, более 30 бронекатеров и прочие специальные и вспомогательные боевые единицы, была не менее мощной).

Бронекатера Днепровской флотилии

   Исходя из этих цифирь, можно для начала считать оптимальными 10 ударных дивизионов бронекатеров (десантные не считаем). Этих сил, при удачном раскладе, вполне достаточно, чтоб воспрепятствовать форсированию Днепра, на какое-то время, целой ТД! Но, такой «замес» крайне маловероятен. И тем же немцам нет никакого резона устраивать стадную переправу (у них банально нет для этого столь многочисленного парка переправочных средств), и нам нет никакого резона скучивать все силы на каком-то узком участке реки.

   Наиболее вероятный сценарий, это выход к Днепру передовых частей той ТД (ну и, соответственно, всего танкового корпуса), силами до батальона танков и батальона мотопехоты со штатной артиллерией и дивизионным понтонным парком, разметать который, вполне могут и лишь 2-3 дивизиона штурмовых бронекатеров. После чего начнётся игра «кто кого». Немцы будут пытаться авиаударами и артиллерией обезопасить свои переправы (одну они уже потеряли, а другие им в одном месте сосредотачивать уже будет стрёмно). Нашим катерникам же, придётся решать задачи как защиты от воздушных ударов, так и дальнейшего удержания противника на правом берегу – благо для этого есть и «тараны» в виде штурмовых катеров, и достаточно дальнобойная и мощная артиллерия катеров огневой поддержки. В любом случае, лихой переправы сходу уже не будет и свою задачу флотилия «по минимуму», уже выполнит. Тут ведь главное оказаться в нужное время и в нужном месте.

РИ БКА, пр.1124 которые строили массово. При несколько меньшем водоизмещении, БКА нёс две стандартные башни от танка Т-34 (до начала ВОВ башни от Т-28), а его жизненно важные «потроха» защищала «цитадель» из 45 мм брони бортов и траверсов. Кстати, если кто считает, что две танковые башни лучше чем предложенная в АИ одна башня с более мощным орудием и более мощной защитой с фронта, то по опыту ВОВ, кормовую башню на БК зачастую снимали и вместо неё ставили либо автоматическую зенитку (в АИ варианте имеющуюся изначально), либо ПУ РС

Источник - http://alternathistory.com/surovaya-dneprovskaya-bronya/