ГАЗ-3101 – интересная Волга, не вошедшая в серию, а могла бы стать конкурентом Мерседеса!

69k full reads
75k story viewsUnique page visitors
69k read the story to the endThat's 92% of the total page views
1,5 minute — average reading time
ГАЗ "Бурлак"
ГАЗ "Бурлак"
ГАЗ "Бурлак"

Горьковский автомобильный завод за всё время своего существования создал огромное количество прекрасных автомобилей, причём большая часть из них в серию так и не пошло. Причины этого явления разные, но в основном всё упиралось в недостаток финансирования, а в советское время ещё и в политику партии, которая считала, что народу не нужны разнообразные автомобили.

И действительно, тут даже обычных серийных автомобилей не хватало всем желающим, Волги вообще практически все шли государственным организациям, и только небольшое количество выделялось для передовиков производства, учёных, начальников высоких рангов, и прочей элиты СССР.

На этом заседании рассматривается прототип ГАЗ-3101
На этом заседании рассматривается прототип ГАЗ-3101
На этом заседании рассматривается прототип ГАЗ-3101

Но это не значит, что на заводе ГАЗ не велись никакие работы по изготовлению новых и перспективных моделей. Например, в конце 1960-х годов заводчане в инициативном порядке начали разработку Чайки нового поколения, а параллельно с ней и модели среднего класса, рассматриваемой как возможный вариант замены ГАЗ-24 в недалёком будущем. Этим автомобилем был ГАЗ-3101, про него я вам сегодня и расскажу.

Новая экспериментальная Волга была создана на шасси ГАЗ-24, но при этом в её внешности использован дизайн ГАЗ-14 Чайка. Так как создатели автомобиля прекрасно понимали, что никто не станет выделять деньги на внедрение в производство новой модели, ведь и ГАЗ-24 разбирался на «ура». Поэтому главной задачей конструкторов было создать максимально унифицированный автомобиль, созданный из тех узлов и шасси, которые уже выпускались на конвейерах ГАЗ.

Похож на Мерседес
Похож на Мерседес
Похож на Мерседес

В итоге в 1973 году на Горьковском автомобильном заводе был создан первый ГАЗ-3101. Интересно, что машина эта явно планировалась заводчанами в серию, именно по этой причине ей и присвоили такое числовое обозначение. Но вот никаких указаний свыше на ввод модели в серию в архивах завода обнаружить не удалось, да и сборка ГАЗ-3101 происходила в «цехе производства автомобилей малыми сериями», где собирали только Чайки и всевозможные прототипы.

Мотор на ГАЗ-3101 предполагалось ставить ГАЗ-24-14 и ГАЗ-24-18. Это шестицилиндровые движки V6 с рабочим объёмом 3,0 литра. Вообще предполагалось, что данные моторы будут ставить в дальнейшем и на ГАЗ-24. Но почему-то производство было свёрнуто, и моторы V6 так и остались опытными образцами.

ГАЗ-3101 – интересная Волга, не вошедшая в серию, а могла бы стать конкурентом Мерседеса!

Кстати говоря, на ГАЗ-3101 вместе с новым мотором предполагалось ставить и автоматическую коробку передач. Но в итоге производитель был вынужден отказаться от автомата, так как производственные мощности просто не были готовы к выпуску АКПП.

Несмотря на проблемы, специалисты Горьковского автомобильного завода не оставляли намерений поставить свою новую Волгу на поток, и постоянно вели работы по усовершенствованию модели ГАЗ-3101. Результатом всех этих доработок стала модель ГАЗ-31011. Этот автомобиль выпускался в нескольких опытных модификациях, отличающихся друг от друга дизайном и силовыми агрегатами. На прототипы ставили опытные моторы V6 или V8, причём работали они в паре с гидромеханическими автоматическими трансмиссиями.

Прототип ГАЗ-31011 уже больше похож на серийный ГАЗ-3102
Прототип ГАЗ-31011 уже больше похож на серийный ГАЗ-3102
Прототип ГАЗ-31011 уже больше похож на серийный ГАЗ-3102

Но в итоге все эти «навороты» были признаны нецелесообразными, и появилась модель ГАЗ-3102, которая и пошла в серию. К огромному сожалению, ГАЗ-3101/31011 так и остался прототипом, а мог бы быть одним из самых современных автомобилей своего времени.

Пишите в комментариях, нравится ли вам ГАЗ-3101, и не забывайте подписываться на мой канал!