ГАЗ-63 – первый полноприводный серийный грузовик Советского Союза

В СССР всегда был недостаток хороших дорог. До начала Великой Отечественной войны вообще нормальных шоссе было мало, а многие населённые пункты, особенно мелкие, соединялись скорее направлениями. Понятно, что в таких условиях доехать до точки назначения было чрезвычайно сложно. Вот и приходилось больше передвигаться на телегах, запряжённых лошадкой.

Появление обычных заднеприводных грузовиков особо не смогло решить проблему, если летом ещё можно было добраться до практически любой точки назначения, то весной, зимой и осенью велик был шанс просто завязнуть в грязи. Именно по этой причине стране Советов срочно нужен был грузовик повышенной проходимости. В первой половине 1930-х годов Горьковскому автомобильному заводу поступил приказ всерьёз заняться разработкой отечественного грузовика повышенной проходимости.

Но если производство классической техники с задним приводом у заводчан ещё получалось, причём получалось неплохо, то разработать полноприводный грузовик с нуля было очень сложно. Главной проблемой было то, что наши инженеры видели грузовой внедорожник с колёсной формулой 6х4, а эти машины даже не проходили заводские испытания, не говоря уже о государственных.

Подсмотрев у американцев, ГАЗовцы выпустили в 1938-1940 годах несколько прототипов ГАЗ-63, но в связи с началом войны, и огромным количеством конструкторских недоработок, серийное производство ГАЗ-63 началось только в 1948 году. Огромный толчок в развитии ГАЗ-63 дали американские полноприводные машины разных моделей и марок, поставляемые в СССР по ленд-лизу. Именно оттуда были скопированы многие технические решения, и наконец-то система полного привода стала работать без проблем.

Интересно, что для улучшения проходимости, ГАЗ-63 был оборудован оригинальной системой подкачки шин. Так как компрессоров в те годы ещё не было, то в случае необходимости, давление в шинах уменьшали механическим путём, просто спуская колёса, а потом накачивали воздух в шины, использую устройство, вкручиваемое в один из цилиндров двигателя вместо свечи.

Чтобы выпускать как можно больше ГАЗ-63, ещё на начальных этапах проектирования было решено максимально унифицировать машину с ГАЗ-51. В результате унификации, порядка 80 процентов узлов и элементов ГАЗ-63 были аналогичны ГАЗ-51. Полноприводный грузовик выпускался до 1968 года, т.е. 20 лет. За эти годы Горьковский автомобильный завод выпустил более 474 000 автомобилей ГАЗ-63. Кстати говоря, преемник первого полноприводного грузовика, ГАЗ-66, начали серийно выпускать с 1964 года, но так как объёмы производства были изначально минимальными, то четыре года ГАЗ-66 выпускали параллельно со старичком ГАЗ-63.

Грузовик НАЗ-63 был рамным, что для грузовиков естественно, в базовой комплектации он представлял собой грузовик с деревянной бортовой платформой. Были модификации с кунгами, а также различные специальные машины на базе ГАЗ-63.

Передний привод был подключаемый, что давало возможность экономить топливо, хотя в СССР в те годы никто этим не заморачивался. Мотор на ГАХ-63 ставили тот же, что и на ГАЗ-51, он так и назывался, ГАЗ-51. Рабочий объём двигателя составлял 3,5 литра, мощность равнялась 70 л.с. В холодное время года мотор запускали с помощью котла предпускового подогрева. Работало это адское устройство с помощью паяльной лампы.

Хотя в кабине водителя был отопитель, но грел он только во время движения. Когда машина просто стояла, воздух дул только на лобовое стекло, в ноги он дул только тогда, когда машина была на ходу – такая вот система, чтобы не спали водители во время рабочего зимнего дня.

В следующей статье я расскажу вам про модификации ГАЗ-63, а порка подписывайтесь на мой канал, и не забывайте про комментарии!