ИЖ-49 – легендарный советский мотоцикл, отличающийся надёжностью благодаря немецким корням

Мотоциклы ИЖ-49 появились в Советском Союзе в 1951 году, и выпускались до 1958 года. Это был классический мотоцикл для дорог различного типа, относящийся к средней категории. Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что все советские мотоциклы можно было условно разделить на три категории – лёгкие, типа Минскачи и Ковровцы, средние, типа ИЖ (Явы тогда в СССР не поставлялись), и тяжёлые Уралы/Днепры.

За восемь лет выпуска ИЖ-49 было выпущено порядка 500 000 экземпляров мотоциклов. До сих пор многие старые мотоциклисты с теплотой вспоминают старые ИЖ-49, особенно их феноменальную надёжность. Мотоциклы реально были очень надёжными и отличались качеством сборки. Связано это с тем, что разрабатывались они и начали выпускаться ещё при жизни товарища Сталина, а тот лично следил за качеством выпускаемой продукции, начиная от топоров и лопат, заканчивая автомобилями и мотоциклами.

История создания ИЖ-49 началась в 1946 году, когда после окончания Второй Мировой войны из Германии в СССР было вывезено оборудование немецкой мотоциклетной компании Dampf Kraft Wagen. Хотя ещё до войны Ижевский мотоциклетный завод выпускал свои модели, созданные на базе немецкой мототехники, но объёмы выпуска были минимальными. Только начиная с 1946 года, получив целый немецкий мотоциклетный завод, советским инженерам удалось наладить крупносерийное производство советских мотоциклов.

Первым советским мотоциклом, созданном на немецком оборудовании, стал ИЖ-350 – практически полная копия немецкого военного мотоцикла DKW NZ-350. Создание советского мотоцикла наладили с трудом, так как наши инженеры не понимали, как правильно работать на немецком оборудовании, но так как партия недремлющим оком наблюдала за ними, грозя страшными карами, пришлось быстро учиться.

ИЖ-49, который стали выпускать с 1951 года, был тоже копией немецкого DKW NZ-350, только доработанной. Машина получила телескопическую переднюю вилку, созданную ещё в 1948 году, заднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами, и ещё много мелких усовершенствований. Но базой так и остался немецкий DKW NZ-350, выпускаемый на немецком оборудовании, так что ИЖ-49 по-прежнему отличался высоким качеством и надёжностью.

В 1958 году мотоцикл ИЖ-49 был снят с производства, и ему на смену пришёл более совершенный ИДЖ-56. Новый мотоцикл был уже создан на новом советском оборудовании, поэтому его конструкция отличалась ненадёжностью, и требовала постоянных вмешательств и доработок.

Технические характеристики ИЖ-49:

· Мотоцикл ИЖ-49 имел сухую массу в 160 кг;

· Максимальная скорость составляла всего 90 км/ч, но в 1950-х годах этого хватало за глаза, так как нормальных дорог было мало, а мотоциклы использовались больше в сельской местности;

· Расход топлива на ИЖ-49 составлял в среднем 5 литров, хотя в реальности он был явно больше, так как не все ИЖ Планета-5 в эти 5 литров вписывались;

· Тормоза стояли барабанные, подвеска спереди телескопическая вилка с пружиной, сзади маятниковая с гидравлическим амортизатором;

· Коробка передач четырёхступенчатая;

· Мотор двухтактный одноцилиндровый, с рабочим объёмом 346 кубических сантиметров, мощность 11,5 л.с. Охлаждение воздушное.

В настоящее время купить ИЖ-49 практически не реально. Если эти мотоциклы иногда и всплывают, то их сразу же скупают коллекционеры или реставраторы, а у них мотоцикл можно купить только за очень приличные деньги.

Пишите в комментариях, нравится ли вам ИЖ-49, и не забывайте подписываться на мой канал!