Карпаты - мечта всех советских школьников - история легендарного мопеда

1 May 2019

Сегодня я расскажу про ещё один легендарный советский мопед, носивший гордое название Карпаты. Данный мопед выпускался на Львовском мотозаводе с 1981 года. Надо отметить, что до Карпат на ЛМЗ (Львовском мотозаводе) уже длительное время выпускали мопеды «Верховина», про которые я расскажу вам в следующий раз.

Модификация Спорт
Модификация Спорт

Кстати, несмотря на то, что я называю Карпаты «мопедом», он относится к мокикам, так как заводися с помощью кик-стартера. Мопедами раньше называли ту технику, которая заводилась от педального привода. Но давно уже прошли те времена, и сейчас всю малобатурную технику типа Карпат называют именно мопедами, так что и я её буду называть именно так.

Мопед Карпаты стал более совершенным и современным, чем Верховина, а всё потому, что он был больше похож на рижскую Дельту, появившуюся только через пару лет. Возможно, что Дельта и была скопирована внешне с Карпат. Изначально Дельта была более популярным мопедом в Советском Союзе, но так как в 1988 году на Львовском мотозаводе было выпущено 120 000 мопедов Карпаты, а в 1989 и вовсе 140 000 мопедов, то львовская малокубатурная техника по популярности значительно перегнала мопеды из Риги.

Некая сборная солянка, переднее крыло точно не от модификации Спорт
Некая сборная солянка, переднее крыло точно не от модификации Спорт

Дельта считалась самым крутым мопедом, и у самых крутых пацанов в деревне были именно Дельты, потом шли Карпаты, и только самые лохи ездили на педальных дырчиках разных марок. Хотя с другой стороны, даже дырчик был далеко не у каждого деревенского пацана, так что самые ботаны и лохи вообще ходили пешком. Самые красивые девчонки были именно у тех, кто имел хотя бы двухколёсный транспорт, остальным доставались остатки. Мда, сразу вспомнилось детство, лето в деревне….

Так как мопеды Карпаты были лёгкие, то часто их покупали даже жители городов, так как технику можно было занести в квартиру, и оставить там на хранение. Но так обычно делали, когда нужно было поставить мопед на зимний прикол, хотя в начале 90-х годов жил у нас в соседнем подъезде здоровый мужик-рыбак, который каждый день тягал свой транспорт на третий этаж пятиэтажки.

За всю историю модели, начавшуюся в 1981 и закончившуюся в 1997 году, было произведено четыре модификации Карпат:

· Карпаты-1 – самая первая модификация, выпускавшаяся с 1981 по 1986 годы;

· Карпаты-2 – модифицированная модель мопеда, получившая новый мотор;

· Карпаты-2 Люкс – модель с усиленным багажником и указателями поворотов;

· Карпаты-2 Спорт – высокое переднее крыло, руль с дополнительной перемычкой, выхлопная труба задрана вверх и снабжена специальным защитным кожухом.

Мечта школьников из 80-х, начала 90-х. Это вам не айфон!
Мечта школьников из 80-х, начала 90-х. Это вам не айфон!

Вообще, все мопеды Карпаты пользовались устойчивым спросом из-за своей цены, возможности управлять транспортным средством без прав, а также простоте конструкции, что давало возможность владельцу в случае поломки легко отремонтировать аппарат. А поломки на мопеде Львовского мотозавода были делом обычным, я бы даже сказал, обязательным атрибутом. Зато пацаны учились разбираться в технике, и некоторые уже в 14 лет могли разобрать и собрать мопед подобного типа чуть ли не с закрытыми глазами.

Несмотря на то, что рижские мопеды Дельта ценились больше, на мопед Карпаты давали гарантийный пробег в три раза больше, чем на Дельту, он составлял 18 000 км.

После развала Советского Союза Львовский мотозавод ещё несколько лет пытался приспособиться к рыночной экономике, но в 1997 году ему пришёл конец. Сейчас все мопеды, продаваемые на территории СНГ, китайского производства, хотя большинство из них собирают у нас. Но все понимают, что сборка – это далеко не производство.

Пишите в комментариях ваши воспоминания о мопедах Карпаты, и не забывайте подписываться на мой канал!