ЗАЗ-968 – тот самый советский Запорожец, герой анекдотов и главная проблема для Мерседес 600

Автомобили ЗАЗ-966 выпускались с 1966 по 1971 годы. В 1971 году эту советскую малолитражку на конвейере сменил ЗАЗ-968, вот про него я вам сегодня и расскажу, заодно и про то, почему одни Зэпары были Ушастые, а другие потеряли уши, и имели только решётки, напоминающие акульи жабры.

Это ЗАЗ-966
Это ЗАЗ-966

Вот, кстати, какой автос нужно было назвать акулой – ЗАЗ-968М! У него же были акульи жабры, так нет, акулой назвали старую БМВ, ЗАЗ для этого прозвища оказался недостаточно хорошим. Интересно, что опытные ЗАЗ-968 появились в 1967 году, через год после появления серийного ЗАЗ-966.

Новые Запорожцы ЗАЗ-968 слали более совершенными, чем ЗАЗ-966. Не знаю, как вам, а мне не доводилось ездить на ЗАЗ-966, только на ЗАЗ-968 разных модификаций, с ушами и без ушей, и они мне не показались сильно навороченными. Хуже и примитивнее машины мне за свою жизнь не попадалось. Но если верить официальным документам, Запорожец новой модели получил ремни безопасности, тормозную систему с раздельным приводом на переднюю и заднюю оси (начиная с модели ЗАЗ-968А), травмобезопасный руль и автономный отопитель салона, хотя грела эта печка не самым лучшим образом.

Вот только самую главную проблему Запорожца не убрали – мотор по-прежнему остался с воздушным охлаждением, так что нужно было летом ездить очень аккуратно, чтобы не перегреть его в жару. Кстати о двигателе – это был четырёхцилиндровый V-образный мотор, с рабочим объёмом 1,2 литра, способный разогнать лёгкий Зэпар до 118 километров в час. Не знаю. Удавалось ли кому-то разогнаться до такой скорости, но на моей памяти на ЗАЗ максиму ездили со скоростью 100 км/ч. Расход топлива по трассе для ЗАЗ-968 составлял порядка 6 литров при крейсерских 80 км/ч, и порядка 10 литров в городском цикле.

В 1974 году на Запорожском автомобильном заводе наладили выпуск ЗАЗ-968А с новой тормозной системой, оснащённой раздельным приводом и новыми, более удобными сиденьями, которые скопировали от ВАЗ-2101. Торпедо ЗАЗ-968А было цельноформованным из мягкого пластика, а внешне машину можно было отличить по узкой хромированной накладке на передке.

В 1979 году появился ЗАЗ-968М – последний классический запорожец с мотором, как у Порше, в задней части. Не знаю, как вам, а мне ЗАЗ-968М внешне вообще никогда не нравился, уши у него убрали, хрома тоже стало гораздо меньше, задние круглые фонари заменили на прямоугольные. Моторы на ЗАХ-968М ставили МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ, они отличались друг от друга мощностью. Система охлаждения ЗАЗ-968М хоть и осталась воздушной, но теперь воздух поступал через штампованную решётку в капоте и через боковые жабры в филейной части кузова.

Вот только несмотря на все модернизации, ЗАЗ-968 так и остался проблем авто с вечными вопросами с перегревом мотора, тесным салоном и скудной отделкой внутри, да и обогреватель стоял слабенький.

В настоящее время старые Запорожцы вдруг резко рванули в цене, особенно из семейства Ушастых. ЗАЗ-968М ещё можно купить за 10-15 000 рублей, но Ушастики продают раза в 2-3 дороже.

Пишите в комментариях, что связано у вас с автомобилями марки ЗАЗ, и не забывайте подписываться на мой канал!