ЗИЛ-135П – уникальная амфибия СССР, которая до сих пор является самым большим водоплавающим автомобилем в мире

26 May 2019

Знаете ли вы про такой уникальный советский автомобиль, как ЗИЛ-135П? Это грузовая амфибия, способная перевозить до шести тонн груза, или 22 человека десантников, и при этом способная не только оставаться на плаву, но и плыть достаточно быстро. Сегодня я расскажу вам историю рождения этого автомобиля, а также особенности его ТТХ.

ЗИЛ-135П – уникальная амфибия СССР, которая до сих пор является самым большим водоплавающим автомобилем в мире

История ЗИЛ-135П началась в 1961 году, когда СКБ начали разрабатывать паром «Челнок». Это должна была быть амфибия с колёсной формулой 8х8 и высокой грузоподъёмностью. Но в 1963 году работы по разработкам «Челнока» свернули, а частично готовый образец машины было решено переквалифицировать в транспортную амфибию десанта. В 1964 году работы над оригинальной машиной были возобновлены, только она уже называлась не «Челнок», а ЗИЛ-135П.

Машина должна была иметь корпус порядка 14 метров в длину, и при этом обладать возможностью не тонуть, перевозя 6 тонн груза и при этом динамично передвигаться по шоссе и бездорожью. Главной проблемой при проецировании машины стало изготовление несущего бескаркасного корпуса из полимерных материалов. Вообще, корпус ЗИЛ-135П имеет обтекаемую форму и изготовлен из сэндвич-панелей. Оболочка корпуса трёхслойная.

ЗИЛ-135П – уникальная амфибия СССР, которая до сих пор является самым большим водоплавающим автомобилем в мире

Кстати говоря, ЗИЛ-135П стал первой в мире многоостной амфибией с несущим корпусом из стеклопластикового композитного материала. Чтобы машина могла быстро передвигаться в воде, её оснастили двумя четырёхлопастными винтами, размещёнными в специальных кольцеобразных насадках-чехлах для защиты от повреждений. Насадки были подвижными, их можно было при выходе на сушу убрать в специально предназначенные для этого ниши в корпусе ЗИЛ-135П.

Кабина у ЗИЛ-135П вмещала в себя четыре человека личного состава, а в кузове могло поместиться 22 десантника. Кстати говоря, кузов был выполнен в виде единой конструкции. Кстати говоря, кузов, а точнее салон, имел отличную теплоизоляцию, пару герметичных дверей и пару люков в крыше.

ЗИЛ-135П – уникальная амфибия СССР, которая до сих пор является самым большим водоплавающим автомобилем в мире

Колёса ЗИЛ-135П были выполнены по той же схеме, как и у военного грузовика ЗИЛ-135 – средние колёса были сближены и крепились к раме, а передние и задние колёса были управляемыми. Моторы на ЗИЛ-135П стояли модели ЗИЛ-375, и каждый из них отвечал за свою сторону. Мощность каждого двигателя равнялась 180 л.с.

Коробки передач на ЗИЛ-135П стояли трёхступенчатые гидромеханические с двухступенчатыми демультикаторами. Стояла автоматическая система регулировки давления в шинах, позволяющая ЗИЛ-135П передвигаться по заболоченной местности.

6 февраля 1965 года ЗИЛ-135П был построен. Испытания машины сначала проводили в Подмосковье, а потом и в других регионах огромного Советского Союза, начиная с Сибири, и заканчивая южными республиками.

ЗИЛ-135П – уникальная амфибия СССР, которая до сих пор является самым большим водоплавающим автомобилем в мире

Благодаря двум моторам, амфибия могла передвигаться по шоссе с грузом до восьми тонн со скоростью до 65 км/ч, а по грунтовым дорогам скорость ЗИЛ-135П достигала 50 км/ч. Интересно, что в воду машина могла входить даже с крутого берега, легко совершала на воде любые маневры, а потом так же легко выходила на сушу. На воде ЗИЛ-135П мог развивать скорость 16,5 км, а максимальная скорость была зафиксирована на 18 км/ч – до сих пор не превзойдённый мировой рекорд для тяжёлых амфибий подобного типа.

Но к огромному сожалению, ЗИЛ-135П так и не стал серийным автомобилем, хотя амфибия получилась реально удачной.

Пишите в комментариях, видели ли вы ЗИЛ-135П своими глазами, и не забывайте подписываться на мой канал!