Трудоустройство сотрудников, налоги, учет, отчетность

Любой бизнесмен, в процессе роста, тогда когда бизнес развивается, не сможет делать все самостоятельно. Рано или поздно у любого предпринимателя появляются сотрудники. И тут появляется множество вопросов: как принять сотрудника, какие налоги платить, какую отчетность сдавать, и т.д.

Наиболее распространенный способ приема сотрудника - это прием по трудовому договору. Трудовой договор является наиболее защищенным видом трудоустройства для сотрудника, так как он полностью подчиняется трудовому кодексу и в этом случае сотрудник обеспечен социальным страхованием, ходит в отпуск и получает гарантированную зарплату.

Для трудоустройства соискатель предъявляет:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • СНИЛС,
  • документ воинского учета (только военнообязанные),
  • справка о судимости/несудимости (по определенным категориям работников),
  • справки 2-НДФЛ и 182н.

Необходимо в произвольной форме написать заявление о приеме на работу и оформить трудовой договор.

Трудовой договор составляется в 2-х экземплярах и подписывается собственноручно с двух сторон. Если ИП принимает на работу первого сотрудника, ему обязательно надо зарегистрироваться в фонде социального страхования (ФСС).

Прием сотрудника подтверждается приказом о приеме на работу по унифицированной форме Т-1.

Есть особенность трудоустройства единственного учредителя в качестве директора организации. В этом случае, так как стороны по договору должны быть разными, трудовой договор не заключается, а выпускается решение учредителя о назначении директора. В таком случае организация вправе не платить зарплату директору.

За всех трудоустроенных сотрудников надо платить страховые взносы:

  • в пенсионный фонд - 22 %,
  • в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) - 5,1 %,
  • в ФСС (временная нетрудоспособность и материнство) - 2,9 %,
  • в ФСС (травматизм) - от 0,2 до 8,5 %.

Еще одна форма приема сотрудника на работу - это гражданско-правовой договор (ГПД). В отличие от трудового договора ГПД заключается на время выполнения определенных работ или услуг. ГПД трудовому кодексу не подчиняется, а регулируется нормами гражданского кодекса. По сотрудникам, устроенным по ГПД, не уплачиваются взносы в ФСС. Это значит, что работник, трудоустроенный по ГПД, не будет получать больничные пособия, декретные пособия, не сможет уйти в отпуск и т.д.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) работодатель удерживает (в качестве налогового агента) из зарплаты сотрудника и перечисляет его в бюджет. НДФЛ уплачивается сотрудниками, устроенными по трудовым договорам и ГПД.

С 1 января 2019 года в четырех регионах России у граждан появилась возможность стать самозанятыми. Самозанятый гражданин может заключать ГПД с организациями и оказывать услуги. При этом доход за год не может превышать 2,4 млн. рублей. Налог, при оказании услуг организации, составит 6 %. Страховые взносы в этом случае уплачивать не обязательно и самозанятый гражданин не является застрахованным.

При трудоустройстве сотрудников организации и ИП должны сдавать следующую отчетность:

  • СЗВ-М - каждый месяц,
  • 4-ФСС - каждый квартал ,
  • расчет по страховым взносам - каждый квартал ,
  • СЗВ-СТАЖ - каждый год,
  • 6-НДФЛ - каждый квартал,
  • 2-НДФЛ - каждый год,
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников - каждый год.

В интернет-бухгалтерии Мое дело реализована функция по учету сотрудников со всем необходимым функционалом, перечисленным выше.

Также в сервисе есть ряд дополнительных функций, в т.ч. возможность установить сменный график работы, начислить доплаты и премии и многое другое.

Подробнее смотрите в видео выше.

Попробовать бесплатно интернет-бухгалтерию Моё дело

Перейти на сайт для предпринимателей

Подписывайся на канал. Ставь лайк. Читай мои статьи.