Дневник жизни дзен храма "У Вэй" Китай (433)

- А как можно описать в нескольких словах три китайские религии? – спросил у Миа израильтянин, гостивший в храме ранее, и потом случайно встретив её в старом городе Дали в вегетарианском ресторане. Он однажды видел её в храме и был рад поговорить с кем-то о неведомой китайской культуре. – Я ничего об этом не знаю, только слышал о существовании трех религий без богов. – объяснил он свой вопрос.

- Да, ни в Буддизме, ни в Даосизме, ни в Конфуцианстве нет основной фигуры Творца Мира, от которого все зависит. И существуют целые исследовательские институты, разбирающие суть этих религий, а ты хочешь описание в нескольких словах? – усмехнулась Миа, - Ну, давай попробую очень упрощенно. Надеюсь, потом ты найдешь время изучить это побольше, а не остановишься на моих субъективных микроописаниях.

Конфуций был человеком, выдающимся ученым типо внутриполитических наук. И если свести его деятельность до предела упрощения, то основа заключалась в структуризации социального пласта человеческого общества.

Буддизм тоже основан по следам жизни человека, Гаутамы Шакьямуни, Будды. Основа учения в его практике, которая состоит в структуризации сознания.

Даосизм не основан на конкретном человеке, хотя его «основателем» называют Лао Цзы и книжку Дао Дэ Цзин, основа заключается в структуризации энергетического пласта бытия и описания законов гармоничного существования всего. – На важных словах Миа делала голосовой упор, чтобы обратить на них особое внимание собеседника. И продолжала, решив еще раз отметить:

- Вот, если рассматривать упрощенно, то три основные пласта человеческого бытия охвачены этими учениями: о гармоничном течении жизненной энергии, о социальных взаимодействиях и о работе ума. Эти элементы, однако встречаются и в каждой из этих трех религий.

И хотя в храмах проходят церемонии и молебны, там не обращаются к создателю. Объяснениями и спорами кто это все создал, практичные китайцы перестали заморачиваться на ранних этапах развития своей цивилизации. На стадии мифологического мировосприятия у них были всякие сказания об Императоре Неба и еще ранее о сотворении мира. Хочешь послушать? – спросила она.

-Да, расскажи, интересно! Надеюсь моего английского хватит чтобы все понять! – немного смущаясь ответил он.

-Ну, если ты смог понять то, что уже услышал, то не проблема, - рассмеялась Миа, и начала любимую тему древних китайских легенд.

- Считается, что мир был создан божеством Паньгу. В космосе царствовал первозданный хаос, не существовало неба, земли, солнца. Нельзя было определить, где верх, где низ, и конечно не было сторон света. Космос представлял собой большое крепкое яйцо, внутри которого темнота. В этом яйце жил Паньгу.

Устав от пребывания без воздуха, света, воды, Паньгу ударил по скорлупе, она раскололась, разделившись на две части. Одна из них, прозрачная, превратилась в небо, а темная и тяжелая часть стала землей. Паньгу боялся, что небо и земля снова сомкнутся воедино, поэтому стал придерживать небосвод, с каждым днем все сильнее поднимая его ввысь. Много тысяч лет он держал небесный свод, пока тот не затвердел. Удостоверившись, что земля и небо больше не соприкоснутся, он отпустил свод и решил отдохнуть. Но, удерживая его, потерял все силы, так что тут же упал и умер. Тело его трансформировалось: глаза стали солнцем и луной, последний вздох — ветром, кровь потекла по земле в виде рек, а последний крик стал громом. Вот, примерно, как мифы древнего Китая описывают создание мира.

-А создание людей? – спросил израильтянин.

-Богиня Нюйва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи (или дракона), живущая на небесах, решила, что на земле не хватает жизни. Прогуливаясь возле реки, она увидела свое отражение в воде, взяла немного глины и слепила девочку.

Закончив изделие, обдала своим дыханием, и та ожила. Следом за ней Нюйва слепила и оживила мальчика. Она продолжила лепить людей, желая заполнить ими мир. Но процесс оказался утомительным. Тогда она взяла стебель лотоса, обмакнула в глину и встряхнула. Маленькие глиняные комочки полетели на землю, превращаясь в людей, она приказала творениям самим создавать свое потомство. Поздние варианты мифа связывают с ней установление брачного ритуала.