Средневековый флот Англии

5 January 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Сегодня мы поговорим о военно-морском флоте одной из сильнейших держав мира - Великобритании во времена Столетней войны

Но для начала следует покопаться в истории и начать с самых истоков английского флота. Итак...

Ранняя история

Самые ранние упоминания об английском флоте уходят корнями аж до VI-VII веков, примерно через 200 лет после ухода римлян. Так позволяют говорить саксонские корабельные захоронения в двух местах: Снейп и Саттон-Ху. Во втором, кстати говоря, были сделаны одни из самых значительных находок в истории Великобритании. Кроме погребальной ладьи одного из англосаксонских королей, там были найдены поистине настоящие сокровища:

- кошель с золотыми монетами

- большой круглый щит и золотой меч

- посуда византийского и египетского происхождения

  Погребальная ладья викингов
Погребальная ладья викингов

Значение флота для англосаксов увеличилось после набегов викингов в IX веке. Они стали строить собственный флот. В 851 году, после того, как викинги совершили свой очередной набег, англичане штурмом взяли Кентербери, а затем в битве при Окли окончательно разгромили викингов. В том же году Этельстан Кентский, один из сыновей Этельвульфа, участвовал в морском сражении при Сандвиче и смог заставить отступить викингов, захватив у них при этом 9 кораблей.

Таким образом, мы видим, что настоящий английский флот начинает свою историю с середины IX века.

Великий король Уэссекса Альфред лично участвовал в сражении в 882 году против четырёх кораблей захватчиков и одержал блистательную победу: двое из этих кораблей были захвачены, а экипаж перебит, а два других спаслись после долгого боя.

А на седьмую неделю по Пасхе прискакал он к Эггбрюхтовой скале на востоке Сельвудского леса. И навстречу ему вышли все обитатели Сомерсета, и Уилтшира, и Хэмтуншира (той части его, что по эту сторону моря), и радостно его приветствовали. А он добрался за один день из тех мест в Игли, а еще за один в Эдандун ; и там сразился со всею тою ратью, и обратил в бегство, и гнался за ними до самого их лагеря, и держал его в осаде четырнадцать дней. И тут дала ему та рать знатных заложников, и принесла присягу, что они из его королевства изыдут вон; и ему также пообещали, что их конунг примет крещение; и всё это они исполнили. И через три недели прибыл к ним конунг их Годрум, а с ним тридцать его людей, что самыми достойными были в его войске в Алоре , а это напротив Княжьего острова; и принял там конунг тот крещение, а совлечение крещенских одежд его совершилось в Уэдморе. И он пробыл с тем конунгом двенадцать дней, и его богатыми дарами почтил вместе с его соратниками.
- Англосаксонские хроники. 

Со временем английский флот начинает развиваться, благодаря стараниям короля Альфреда. К 930 году в составе флота появляются новые корабли, более длинные и вместительные. Однако даже это не спасает Англию от захватчиков: в 1003 году в Англию вторгся норвежский король Свен, который впоследствии стал и английским королём Свеном I Вилобородым, а в 1016 году англичан захватил король Кнуд Великий, будущий король Англии, Норвегии и Дании.

В 1008 году, во время войны против Свена, король Этельред II, приказал снарядить флот для похода. Однако поход не удался, потому что в стане англичан начались разногласия. Командовавший флотом Биртрик, обвинил одного из командующего кораблей в предательстве. Тот отверг свою причастность к этому делу, но всё же отвел треть кораблей, а затем сжёг их. 

 Этельред Неразумный
Этельред Неразумный

Флот после норманнского завоевания

После битвы при Гастингсе власть в Англии полностью перешла к норманнам. Король Вильгельм полностью расформировал флот. Сражения отныне велись только на суше. К началу XII века англичане перестали совершать военные походы.

Спустя некоторое время, в 1141 году Генрих II Плантагенет собрал военную экспедицию для походав Ирландию. Кроме того. 167(!) кораблей отплыло в Португалию для борьбы с берберами и маврами. В 1190 году был собран флот для Третьего крестового похода.

Норманны всё-таки решились создать регулярный флот, для обороны своих земель и связи с Европой. Для этого они в 1155 году образовали союз Пяти портов, который должен был поставить им 57 кораблей экипажем по 21 человек каждый. 

Союз Пяти портов - это английская экономическая, и, прежде всего, военная организация. В её состав в ранние годы входило 5 городов: Дувр, Гастингс, Хит, Нью-Ромни и Сэндвич. Центр союза находился в Гастингсе. Спустя некоторое время к нему были присоединены города Рай и Винчелси. Несмотря на выполненный заказ, Иоанн Безземельный не смог удержать в своих руках Нормандию.

 Герб Пяти портов
Герб Пяти портов

Флотская инфраструктура в Англии всё же развивалась: в 1212 году в Портсмуте была построена своеобразная морская база, которая могла обслужить сразу 10 кораблей. Через некоторое время англичане стали использовать флот в качестве поддержки: в 1282 году при Эдуарде I армия захватила Англси, а позднее Эдуард II попытался устроить блокаду Шотландии, которая оказалась неэффективной. Англия очень сильно потратилась на флот: в 1294 году было заказано двадцать 120-вёсельных галер из-за страха французского вторжения. Это обошлось казне в 5 тысяч фунтов. В конце XII века образовались Северный и Западный Флот, которыми командовали адмиралы. 

Столетняя война

Начиная со времён Столетней войны, Англия вступает в активную борьбу за господство над морем. Примерами превосходства их на море можно назвать битву при Слёйсе и битву при Винчелси.

Битва при Слёйсе — это первое крупное морское сражение Столетней войны. Флотом англичан командовал Эдуард III. В его распоряжении находилось 250 кораблей. Противником англичан были, конечно, французы. Ими командовали адмиралы Гуго Кирье и Николя Бегюше. 22 июня 1340 года Эдуард вышел в море, собрав максимальное количество своих кораблей (около 200). У берегов Фландрии к ним присоединилась эскадра адмирала Роберта Морли, увеличив количество кораблей до 250. На следующий день соединённый флот подошёл к бухте Слёйса, где находился французский флот численностью около 400 кораблей. Однако боеспособными оказались только 190 из всех них, а остальные были наняты у генуэзцев. 

Битва началась 24 июня. Французы выстроились в четыре линии, первая из которых состояла из наиболее крупных и боеспособных кораблей. Англичане также выставили вперёд сильнейшие корабли, однако они построились в 2 линии. Битва продолжалась целый день. Корабли англичан с легкостью уходили от французских и расстреливали их. Сражение закончилось полным поражением французов: они потеряли около 20 000 человек, кроме того, был убит сам адмирал Кирье. Потери англичан в этом сражении неизвестны. По свидетельству Жана Фрассуара, Бегюше был схвачен в плен и повешен на мачте. Генуэзцам удалось спастись в открытом море, несмотря на погоню. Эта победа утвердила господство англичан на море в период Столетней войны.

По поводу битвы англичане шутили (да и до сих пор шутят):

«Если бы Бог дал рыбе возможность говорить, то она заговорила бы по-французски, так как съела очень много французов».

Другая крупная битва Столетней войны с участием английского флота — это сражение при Винчелси. В нём соперниками наших героев стали испанцы, а точнее Королевство Кастилия, которая в годы Столетней войны была союзником французов. 

10 августа 1350 года Эдуард III узнал о совершённом кастильцами набеге, и решил подготовить ответный удар. Его он запланировал совершить около Винчелси, на южном побережье Англии. 

29 августа корабли англичан находились рядом с Винчелси. Внезапно дозорные увидели кастильские корабли. Началось сражении. В средневековых битвах, как это часто бывает, решающий удар завершался при ближнем бое, а не при перестрелке. Силы сторон были относительно равны: 50 кораблей у англичан и 40 у испанцев. Англичане пробивали борта кораблей своих врагов железными ядрами и камнями. Битва продолжалась до позднего вечера, пока один из пажей Роберта Намурского, Аннекин, не захватил главный кастильский корабль и перерубил ему мачту. 

Войсками Эдуарда было взято как минимум 14 кораблей, а сами они потеряли только 2. 

Битва при Слёйсе
Битва при Слёйсе

Столетняя война показала, что Англия может бороться за господство над морем наравне со всеми остальными державами. 

Война опустошила всю казну и у англичан не осталось денег на развитие своего флота в дальнейшем, и в 1370-х годах англичане вынуждены были совершать сделки о покупке или аренде корабле у купцов. Содержание этих кораблей обходилось очень дорого, и при Ричарде II у Англии осталось только 4 корабля, а к 1409 году всего два. Затем пришедший к власти Генрих V приказал начать строительство флота, и к 1417 году их было 39.

Война Алой и белой Розы разрушила страну, и Англия не занималась строительством кораблей в этот период. Можно отметить только постройку большого 1400-тонного «Грейс Дью». Мало что известно об этом гиганте, сохранилось лишь несколько записей об инвентаризации его запасов в 1420 году. Обломки этого исполина, найденные на дне реки Хэмбл, свидетельствуют о том, что «Грейс Дью» был крупнее любого корабля, построенного на Британских островах вплоть до середины XVII века, когда появился легендарный «Повелитель морей».

  «Грейс Дью»
«Грейс Дью»

Флот позднего Средневековья (Эпоха Тюдоров)

Как и другие технологические области, наука об искусстве кораблестроения в этот период претерпела существенные изменения. В основном это произошло благодаря все увеличивающемуся количеству орудий на кораблях. Это оказывало сильное влияние на дизайн судов. 

Немногие из монархов знали столько же о кораблестроении, как Генрих VIII (1509-1547 гг.). В отличии от своего отца, который просто поощрял размещение разных пушек на кораблях, Генрих сам проектировал королевские военные корабли, специально под установку тяжелых орудий. Этот процесс проектирование и размещение орудий на кораблях достиг своего пика во времена Елизаветы I (1558-1603). 

Со времен Генриха VII, унаследованный им старый флот династии Йорков в 1485 году и до смерти Эдварда VI в 1553 году, полностью поменял свою сущность — от судов для перевозки сухопутных войск к месту сражения, до специально сконструированных как пушечные платформы кораблей для флота под руководством Генриха VIII. Этот период развития можно разделить на три части: период позднего Средневековья,  каракки и период перестройки. Конкретно сейчас мы разберем период позднего Средневековья. 

Прежде чем более подробно рассматривать эпоху Тюдоров, необходимо окинуть взглядом меняющийся европейский корабль XV века. Те времена были периодом существования двух традиций судостроения — североевропейская и средиземноморская. Активное развитие торговли способствовало смешению лучших элементов каждой школы. К концу XV века этот процесс шел полным ходом, и он еще более заметно ускорился в начале XVI века.

  Генрих VIII Тюдор — король Англии с 1509 года, второй монарх из династии Тюдоров
Генрих VIII Тюдор — король Англии с 1509 года, второй монарх из династии Тюдоров

К XV веку северная школа (будем ее так называть) уже создала когг — одномачтовое парусное судно, которое хорошо справлялось с разного рода задачами, в том числе и военными. Стоит упомянуть, что строение когга уходит корнями к скандинавскому кнорру, который использовался в VIII века. Чудесно, не правда ли? Оба судна имели одинаковую форму конструкции, прямые паруса. Когг был приземистым, широким кораблем, он мог вытерпеть все испытания северных морей. 

  Когг 
Когг 

Со временем когг уступил дорогу судну немного другого типа — увеличенной версии — так называемому «халку» или «нао». Это произошло в результате слияния северной и южной школы в XV веке. Халк, объединил лучшие элементы обеих традиций, позволив строить корабли с более крупным корпусом, чем на прежних клинкерных судах, и использовать сочетание североевропейского и южноевропейского парусного оснащения и системы рулевого управления, делая управление судном более эффективным, чем на ранних судах. В Англии термин «халк» использовался для всех североевропейских судов (но не английских) торговых судов, а к концу века он закрепился и за всеми изношенными и крупными судами — термин используется и в наши дни.

  Во второй половине XV века ганзейский когг получил дальнейшее развитие. Появились когти двухмачтовые, а позже и трехмачтовые. Их водоизмещение составляло 300—550 т. Для защиты от нападения пиратов и кораблей неприятеля Ганза имела на торговых судах арбалетчиков и несколько бомбард. С начала XVI века кроме торговых строились военные когти, которые конвоировали торговые суда на переходе морем. 
Во второй половине XV века ганзейский когг получил дальнейшее развитие. Появились когти двухмачтовые, а позже и трехмачтовые. Их водоизмещение составляло 300—550 т. Для защиты от нападения пиратов и кораблей неприятеля Ганза имела на торговых судах арбалетчиков и несколько бомбард. С начала XVI века кроме торговых строились военные когти, которые конвоировали торговые суда на переходе морем. 

Таким образом, становление Англии как великой корабельной державы, обладающей лучшим флотом происходило как раз в XV-XVI века. Англия заняла первые позиции по строительству и оснащению кораблей, тем самым укрепив свои позиции в мире на несколько столетий.