Найти в Дзене

Пикассо и мы

Пабло Пикассо - это, конечно, феномен. Хороший рисовальщик и живописец, он отринул в своё время академические каноны и начал "искать себя". Всё это, понятное дело, среди творческого народа ценится и заслуживает уважения. Ведь все мы в той или иной степени находимся в поиске.

"Любительница абсента". 1901 г.
"Любительница абсента". 1901 г.

Экспрессионизм, кубизм, сюрреализм... И при этом, как я понимаю, он ещё и член коммунистической партии. Хотя это вроде бы тоже вписывается - вспомним "разрушение старых устоев, создание нового мира".

Правда, если говорить об СССР, то у нас, начиная с 1930-х, был уже во главе угла социалистический реализм, курс был взят на национальное сильное государство, так что Пабло Пикассо со своими живописными опытами многим был, мягко говоря, непонятен и не вписывался в концепции.

Сначала у него были довольно-таки приличные реалистические работы (включая "розовый" и "голубой" периоды). Кубизм же начался приблизительно в 1907 году. И потом пошло-поехало! Вот вам один образчик того самого творчества.

"Дора Маар с кошкой". 1941 г.
"Дора Маар с кошкой". 1941 г.

В своей статье "Классика, модерн и постмодерн" известный учёный Александр Казин пишет:

"Каждый ученый, художник, просто человек, видящий и творящий жизнь в Божьем луче - классик. И наоборот, будь ты величайший гений или талант, работающий «от себя» и против Бога - ты кто угодно, только не классик". Далее - и о Пикассо:

"Можно назвать десятки злых, тёмных, даже преступных гениев в политике, в науке, в искусстве. Пабло Пикассо, например, был демоническим гением в живописи - не-классиком. Так же как и его земляк Сальвадор Дали".

По Казину, классика - это прославление Творца, благодарность Богу за своё небольшое тихое счастье, а я бы от себя ещё добавил, что классика - это полнота бытия и радость от каждого прожитого мгновения.

Иное дело - "модерн". Здесь уже и "делай, что хочешь", и "знание - сила", и прочие самовосхваляющие лозунги растерявшего Веру человека. А вместо икон - картины (Леонардо да Винчи и прочие), и обмирщение сакрального, и упрощение непостижимого. И на этом этапе человек уже подменяет любовь гуманизмом, то есть, в общем-то, религией самого себя. "Человек - это звучит гордо!" - подобное утверждение тоже модерн.

По Казину, "царственная личность, утверждённая на ничто - такова высшая точка европейского модерна XX века". А что же потом? А потом модерн просто исчерпал себя. И на смену задиристому и молодцеватому модерну-авангарду в середине 20-го века и пришёл постмодерн, в центре которого стоит смерть.

"Мастерская художника". 1934.
"Мастерская художника". 1934.
Работа позднего периода.
Работа позднего периода.

Так вот, на мой взгляд, чёрный гений Пикассо возрастал в эпоху модерна, а затем продолжился и в постмодерне. Потому его так и поднимают на щит, и ценят (и на аукционах тоже), что он очень уж соответствует духу времени. А дух этот - антихристианский, и посередине его - пустота, то есть смерть человечества.

Кто может восхищаться подобными работами? Ясно, что только человек, движимый тем же духом, то есть не-классик и постмодернист.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ"!