AT Repair Shop
3 subscribers

Выставка Уникальных Советских Ретро Автомобилей. Часть 4.

Продолжим рассказ о автомобильной промышленности СССР и России.

Сегодня мы продолжим статью:.....

1. В СССР было мало дорог, их и сейчас впрочем не много, а мест куда нужно добраться много, но хочется ехать с комфортом, а не как в ГАЗ 69.

И специально для этих целей был запущен в серию на заводе ГАЗ автомобиль симбиоз ГАЗ М72, который объединил в себе ГАЗ 69 и ГАЗ М-20 "ПОБЕДА" - остается огорчаться что серия эта была не большая и за период выпуска с 1955 по 1958 годы было выпущено 4677 экземпляров.

ГАЗ М72
ГАЗ М72
ГАЗ М72

Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались. Следует отметить, что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington всё же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра) комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с различными кузовами.

ГАЗ М72
ГАЗ М72
ГАЗ М72

Стоит сказать что как бы много не говорилось о том что СССР во все времена отставал от своих западных конкурентов, хочется отметить что разумных, оригинальных, и главное полезных идей выдавалось много. К сожалению с реализацией этих идей было не всегда хорошо. Но это проблема не только СССР.

2. ГАЗ-М-21В Волга. Советский легковой автомобиль с кузовом седан. До 1965 года назывался ГАЗ-М21 «Волга». Выпускался серийно с 1956 года (до 1958 года параллельно с ГАЗ-М20 «Победа») по 1970 годы. Общий объем выпуска ГАЗ-21 всех модификаций 638798 экземпляров (по серийному номеру последнего сошедшего с конвейера автомобиля). Стал самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР. ГАЗ-М21В - серийный автомобиль с двигателем ЗМЗ-21.

ГАЗ-М-21В Волга
ГАЗ-М-21В Волга
ГАЗ-М-21В Волга

3. ГАЗ-М-21И Волга. Легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее— ГАЗ-21. В 1953 году, к созданию М21 приступил ГАЗовский кузовщик, англичанин Джон Вильямс. Начинал он макетчиком на заводе в Англии. Позже попал в Испанию, где участвовал в боях за республику и оттуда, как заслуженный воин-интернационалист, попал в СССР, где и был направлен на ГАЗ в кузовное КБ.

ГАЗ-М-21И Волга
ГАЗ-М-21И Волга
ГАЗ-М-21И Волга

Среди его эскизов были и трехобъемные седаны с широкими панорамными стеклами, и двухобъемники с совсем уж авиационной каплевидной задней частью, и даже пятидверный хэтчбек. До стадии гипсового макета дошел только седан двухобъемник. Хищная пасть спереди, покатый "победовский" задок, крылья, переходящие на американский манер в кили. Колесная база короче базы М20 на 50 см. Эта модель называлась М21 "Звезда". Ее вели параллельно с другой машиной, с которой она делила расчеты двигателя, трансмиссии, экономические показатели и модельный цех. С Машиной Льва Еремеева, которая в конце концов и получит название "Волга".

4. ГАЗ-24-02 Волга. Советский легковой автомобиль второй группы среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал, разработанный на базе седана ГАЗ-24. Серийно производился с 1972 по 1987 год на Горьковском автомобильном заводе. Оснащался пятидверным несущим кузовом с семиместным трансформируемым салоном. ГАЗ-24-02 — базовая грузопассажирская модель с двигателем ЗМЗ-24Д (2,45 л, 95 л. с., бензин АИ-93), отделка сидений из кожзаменителя; до 1977 года между передними сиденьями предусматривалась съёмная подушка и откидной подлокотник, что превращало передний ряд сидений в трехместный и увеличивало общую вместимость до 8 человек. Характерный «гребень» на задней кромке крыши универсала представляет собой не антикрыло для создания прижимной силы, а дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери. При этом ГАЗ-24-02 — первый советский автомобиль, оснащенный подобным устройством.

 ГАЗ-24-02 Волга
ГАЗ-24-02 Волга
ГАЗ-24-02 Волга

Все последующие модели универсалов семейства «Волга» (ГАЗ-24-12, ГАЗ-31022 и ГАЗ-310221) фактически сохранили неизменным дизайн задней части кузова модели ГАЗ-24-02, за исключением конструкции (но не формы) задних фонарей и замены стального хромированного бампера на пластиковый. В отличие от базового седана, для «запаски» и инструмента полагался специальный лючок, расположенный за номерным знаком, который открывался в направлении, противоположном задней двери.

5. ГАЗ-24-01 Волга. Практически одновременно с выпуском базовой модели ГАЗ-24 «Волга», в 1970 году началось производство и ее таксомоторного варианта — ГАЗ-24-01 «Волга». От базовой модели она отличалась прежде всего двигателем: вместо стандартного мотора «24Д» мощностью 96 л.с. устанавливался дефорсированный силовой агрегат «24-01» мощностью 85 л.с, работающий на более дешевом бензине А-76. Таково было пожелание эксплуатационников — им как раз требовался менее динамичный, но более экономичный автомобиль.

ГАЗ-24-01 Волга
ГАЗ-24-01 Волга
ГАЗ-24-01 Волга

В заводскую комплектацию горьковского автомобиля-такси также входил таксометр, который монтировался на специальной подставке под приборной панелью, так как изначально в приборной панели устанавливался радиоприемник. Символом советских таксомоторов стал «зеленый огонек». Такой «огонек» на ГАЗ-24-01 устанавливался у ветрового стекла в верхнем правом углу. Загорался он автоматически при выключении таксометра. При посадке пассажира счетчик включался и зеленый огонек гас.

6. ГАЗ-3102 "Чёрная Волга". Советский и российский автомобиль среднего класса, разработанный на основе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» и выпускавшийся с 22 декабря 1981 по ноябрь 2008 Горьковским автомобильным заводом. ГАЗ-3102 должен был стать преемником ГАЗ-24. Однако, по целому ряду политических и экономических причин, данный автомобиль выпускался мелкой серией (около трех тысяч машин в год), вместо массового производства, исключительно как служебная машина советской номенклатуры среднего звена (это были должности, например генерала, директора крупного предприятия или руководителя научного института, которым ещё не был положен лимузин ГАЗ-14 «Чайка», но статус требовал более высокий уровень комфорта и безопасности, чем у обычных авто).

ГАЗ-3102 "Чёрная Волга"
ГАЗ-3102 "Чёрная Волга"
ГАЗ-3102 "Чёрная Волга"

Автомобиль представлял собой множество технических инноваций, главным из которых была система форкамерно-факельного зажигания. К концу 1980-х производство автомобиля должно было быть свернуто, но кризис экономики позднего СССР, последствия его распада и сложности с переходом к рыночной экономике постсоветской России, привели к тому, что все попытки ГАЗа наладить выпуск новых автомобилей бизнес-класса: ГАЗ-3105, ГАЗ-3111 и Siber не увенчались успехом. Поэтому выпуск «директорской» Волги с неоднократными модернизациями продолжался целых 27 лет, что является рекордом для Горьковского автомобильного завода. Всего, по приблизительным оценкам, было выпущено порядка 156 тысяч автомобилей ГАЗ-3102, в том числе 27 тысяч в первоначальной комплектации 1981-92 гг.

7. ГАЗ-3111 "Чёрная Волга". Российский легковой автомобиль бизнес-класса (сегмент Е2 по европейской классификации), выпускавшийся экспериментально Горьковским автозаводом. Разработка автомобиля была осуществлена в короткие сроки с 1996—1998. Впервые опытный образец был представлен широкой публике в 1998 году на Московском автосалоне. ГАЗ-3111 выглядит очень динамичным и одновременно солидным автомобилем. Закруглённые линии обеспечивают хорошую обтекаемость, выпуклые формы дверей скрывают мощную защиту от боковых ударов.

ГАЗ-3111 "Чёрная Волга"
ГАЗ-3111 "Чёрная Волга"
ГАЗ-3111 "Чёрная Волга"

Силовая структура кузова разрабатывалась с учетом современных требований по пассивной безопасности, в том числе и тестов EuroNCAP. Основным для серийных автомобилей был четырёхцилиндровый 16-клапанный бензиновый двигатель ЗМЗ-4052.10 (155 л. с.). На несколько машин был установлен ЗМЗ-4062.10 (136 л. с.), ГАЗ-3105 компоновки V8 (170 л. с.) и дизельный двигатель ГАЗ-560 (110 л. с.). В качестве перспективного двигателя рассматривался опытный ЗМЗ-301 компоновки V6. Моторный отсек ГАЗ-3111 допускает установку весьма широкой гаммы бензиновых и дизельных двигателей рабочим объёмом до 4,5 л.

8. Иж Москвич-27151. Советский и российский двух-шестиместный (в различных модификациях) грузо-пассажирский автомобиль с типом кузова фургон, пикап. Серийно выпускался на Ижевском автозаводе в течение 29 лет, в 1972—2001 годах. Выпущено 2 317 493 авто. Кабина автомобиля двухместная, сиденья — раздельные с регулировкой сиденья водителя по длине и наклону спинки. Создан на базе автомобиля Москвич-412, также выпускавшегося в Ижевске. Выпускался в комплектации с двигателями модификации УЗАМ-412Э (1,487 л, 75 л.с.) и УЗАМ-412ДЭ (1,487 л, 67 л. с.).

Иж Москвич-27151
Иж Москвич-27151
Иж Москвич-27151

В 1980-е гг. был единственным в СССР лёгким развозным автомобилем. До этого снабжение торговых организацией подобным транспортом традиционно возлагалось на авторемонтные заводы, переделывавшие в развозные фургоны и пикапы отслужившие своё седаны и универсалы. Его грузоподъёмность составляла 450—500 кг. Использовался для перевозки небольших партий грузов. Из-за формы кузова получил прозвище «каблук». Иж-2715 часто занимался перевозкой кондитерских изделий, от чего получил соответствующее второе прозвище «пирожок» или «пирожковоз».

9. Иж Москвич-412 ГАИ СССР. В 50-е годы был взят за основу определенный цвет, в который окрашивались бы все милицейские автомобили. Этим цветом стал темно-синий, сочетавшийся с милицейскими мундирами, а красная полоса по борту напоминала околышек на форменной фуражке. Красный фонарь на крыше стал сигналом для остальных участников движения: остановиться, принять вправо, пропустить. Красный фонарь, фара-искатель, радиоантенна, сирена и громкоговоритель, объявлявшие на дороге «осадное положение» — вот полный набор спецсредств на образцовой машине автоинспекции.

Иж Москвич-412 ГАИ СССР
Иж Москвич-412 ГАИ СССР
Иж Москвич-412 ГАИ СССР

В 1969 году приказом по МВД прежнюю цветографическую схему — темную, считавшуюся отголоском «мрачного времени», — заменили на яркую и хорошо заметную на дороге в условиях ограниченной видимости: желтый фон с синей полосой. В народе эти автомобили прозвали "канарейками". Синий проблесковый маяк на крыше стал с этого времени доминантой всего автомобиля, если не сказать всего уличного движения.

10. Иж Москвич-2715 Служба быта. В начале 70-х годов на Ижевском автомобильном заводе разработали собственную конструкцию фургона на базе «Москвича». Принципиальное отличие ижевского фургона от московского «Москвича-434» состояло в том, что у него был значительно увеличен грузовой отсек. В Москве фургон по основным кузовным деталям был унифицирован с выпускаемым грузопассажирским универсалом «Москвич-427», и отличался от него лишь отсутствием второго ряда сидений и дверей, а также остеклением грузового отсека. В результате, при перевозке объемных грузов не всегда удавалось полностью использовать грузоподъемность фургона. Более того, погрузка и разгрузка такой машины доставляла определенные неудобства, так как дотянуться до груза в глубине фургона, стоя около задней двери, было нелегко. Исправляя недостатки московской машины («Москвич-434» некоторое время выпускался и на автозаводе в Ижевске), в Удмуртии создали новый вариант фургона с увеличенным грузовым отсеком и высокой двухстворчатой задней распашной дверью.

Иж Москвич-2715 Служба быта
Иж Москвич-2715 Служба быта
Иж Москвич-2715 Служба быта

Лишенный многих недостатков предшественника, ИЖ-2715 очень скоро стал популярен у транспортников. Форма кузова ИЖ-2715 породила множество прозвищ: «каблучок», «шиньон», «пирожок» и др. ИЖ-2715 получил широкое распространение в качестве развозного автомобиля Службы быта.

На этом 4-часть обзора на ретро авто СССР закончена.

Продолжение следует......

Если интересно прочтите 1 часть:

2 часть:

3 часть: