Как предпринимателю запретили «нести байду»

Российский предприниматель решил зарегистрировать товарный знак Baidu. Роспатент отказал ему, потому что под таким именем работает крупный китайский поисковик. Нижестоящие инстанции разошлись во мнении относительно того, знают ли в России о поисковой системе. Точку в деле поставила экономколлегия.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175962/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c3680a91e8c00ac344fa8/scale_600
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175962/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c3680a91e8c00ac344fa8/scale_600
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175962/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c3680a91e8c00ac344fa8/scale_600

Предприниматель Константин Поторока подал в Роспатент заявку на регистрацию словесного товарного знака «БАЙДУ BAIDU». Служба отказала ему на том основании, что такое же название носит крупная китайская поисковая система, а это значит, что товарный знак, который хочет зарегистрировать коммерсант, может ввести потребителей в заблуждение.

Поторока возразил: Baidu Inc., которой принадлежит поисковая система, не работает в России и не имеет товарных знаков с более ранним приоритетом непосредственно на территории Российской Федерации. Кроме того, предприниматель указал, что он владеет доменом baidu.su, а заявленный товарный знак по своему смысловому значению связывается с идиоматическим выражением «нести байду».

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1336031/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c380ac7776100ae88590a/scale_600
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1336031/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c380ac7776100ae88590a/scale_600
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1336031/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c380ac7776100ae88590a/scale_600

Роспатент заявил, что Baidu Inc. использовала обозначение в мире задолго до даты подачи спорной заявки. Суд по интеллектуальным правам (СИП) поддержал ведомство: регистрация товарного знака может ввести в заблуждение потребителей относительно того, кто оказывает услуги. К тому же и заявленные предпринимателем на регистрацию товары, и деятельность Baidu Inc. относятся к сфере IT.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1221883/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c372a4d0f1e00acb93d2d/scale_600
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1221883/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c372a4d0f1e00acb93d2d/scale_600
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1221883/pub_5c4c34a46e808000ada97ee3_5c4c372a4d0f1e00acb93d2d/scale_600

Президиум СИП решение отменил: по его мнению, Роспатент не доказал, что Baidu Inc. использует спорный товарный знак для обозначения своих услуг на территории России и что продукты компании вообще известны в стране. 

Роспатент обжаловал решение в Верховном суде и указал: Президиум СИП не принял во внимание, что само обозначение BAIDU, размещенное на главной странице поисковой системы, выполнено буквами латинского алфавита, а интерфейс указанной поисковой системы предусматривает возможность ввода запроса и получения ответа на русском языке, а также на других основных европейских языках, из чего следует доступность использования поисковой системы BAIDU российским потребителям.

Экономколлегия ВС согласилась и отменила решение Президиума СИП, признав правильной позицию суда по первой инстанции (дело № СИП-627/2017).