Найти в Дзене
Две Совы

Ход конём

На уроке "Шахматной школы"
На уроке "Шахматной школы"

С 2011 года в нашей школе был введён курс по обучению учащихся 1-4 классов игре в шахматы. С 2013 года мне доверили его вести. В случайном разговоре в учительской речь зашла о шахматах. Прозвучал вопрос от начальства: "Ты умеешь играть в шахматы?" Последовал мой скромный утвердительный ответ. Этого было достаточно, чтобы меня в конце мая отправили на курсы переподготовки в город Таганрог, проходившие на базе шахматного клуба ДЮСШ завода «Красный Гидропресс».

В процессе обучения мне интересны были занятия, которые проводил Кривун Н.М. Он был чемпионом СССР по шахматам, занимал призовые места со сборной СССР на международной арене. Он говорил о шахматах, о том, как работать с детьми, показывал интересные партии. Что ещё нужно для учителя, который будет учить детей играть в шахматы?

Остальные преподаватели на курсах говорили о компетенциях, ФГОСе, здоровьесберегающих технологиях, мониторинге качества образования, информационных технологиях и др. Но интересны занятия Кривуна Н.М. были двум-трём учителям, которые умели играть в шахматы. И в этом заключается главная проблема этого курса – учителя, которые не умеют играть в шахматы.

Мне довелось учить на занятиях по информационным технологиям соседку по парте, которая никогда ранее не играла в шахматы, мне довелось сыграть перед занятиями с обладателем I разряда … по боксу. Коллеги относились к предмету серьезно, так как понимали, что они пойдут 1 сентября к детям, и им необходимо дать тот минимум, который требует программа. Некоторые сокрушались, что освоить эту игру очень сложно.

Кому дают вести шахматы? Чаще всего тем, у кого нагрузка маленькая. А умеют или не умеют играть они – вопрос вторичный. Главное, подтянуть зарплату. Это рекомендации отделов образования. Позволю себе утверждать, что тот случайный разговор в учительской, когда я ответил, что немного играю в шахматы, имел для учеников школы положительное значение. "Немного играю в шахматы" значило то, что играю на уровне КМС. И когда дети попадают к учителю, который знает доску и фигуры от и до, он сумеет научить играть в шахматы, мыслить, а не двигать фигурки по правилам. И введение этого предмета требует решения проблемы подготовки кадров. Невозможно научить игре, если не играешь сам.

Считаю, что современное российское образование введением этого предмета сделало шаг в плане развития математических, логических способностей, внимания, памяти, а также фантазии, этики и др. Шахматы – этой целый мир, который дети охотно постигают. Так же шахматы их любимый предмет, так как это же не только игра гроссмейстеров, а ещё и фигурки-игрушки! И самое главное, это сделать так, чтобы эти игрушки организовались в систему мыслей.

Программы, которые предлагают авторы для начальной школы, достаточно сложны, так как на шахматы отводится 30-45 минут в неделю. И тут нужно делать выбор: или упрощать программу, чтобы успевали все, либо же идти по усложнённой, которая даст перспективу способным. Я выбрал второй вариант, потому что не могу не поддерживать успехи юных шахматистов. Но нужно способствовать прогрессу и тех, кому шахматы не даются. 10 досок, 20 учеников, все играют. Учитель должен как белка в колесе бегать от одной пары к другой, запоминать, где учебная ситуация на доске, чтобы показать тактический приём, либо же матовую ситуацию, защиту, атаку, сопровождать партии тех, у кого есть способности, давать им правильные советы, уместные. Важно быстро понимать ситуацию на доске, чтобы ставить задачи перед учащимися. И я могу утверждать, что этого не сделает учитель, который не играет в шахматы или только начал ими заниматься. В тоже время, где найти таких учителей, у которых был бы опыт игры? Наверное, ВУЗы, которые готовят учителей начальной школы, да и другие факультеты, должны подумать над этой проблемой.

Ориентироваться на рабочие программы в преподавании шахматной игры сложно. Всё зависит от уровня игры конкретного ученика. Можно объяснять блокировку, освобождение пространства, отвлечение, но ученик не готов понимать эту теорию. Или наоборот, он уже делает всё это, хотя не проходили. Простой пример, это Никита из 3б класса. Когда в 1 классе ученики доску и ходы освоили, юный шахматист строит двух-трёхходовые комбинации. Он имеет стратегию атакующей игры. В таком случае нельзя идти с ним по программе обычной. Ему вообще стоило бы в шахматной школе обучаться, но раз нет возможности такой, то нельзя этим способностям давать угасать. Потому Никита играет со мной почти каждое занятие.

Есть дети, которым игра не дается никак, либо же совсем не интересна. Учителю приходится работать и с ними. Ведь здесь школа для всех детей. Медленно, но верно, они тоже постигают шахматную науку.

Ко всему этому успехи учеников нужно поощрять. Система разрядов этому способствует. Это школьные разряды, но дети очень хотят их получить. И получают за прогресс в игре. А на выпускном в 4 классе юные шахматисты, которые проявили себя больше других, получают дипломы гроссмейстеров школы. И система эта работает, мотивация учеников стала выше.

Но мало играть в шахматы в школе. Необходимо, чтобы ребёнок дома играл несколько партий в неделю. Тогда он не потеряет навык игры, не забудет то, чему его учили на занятиях в школе. И совсем здорово, если в семье он не просто играет, а ещё может чему-то научиться. Это возможно только тогда, когда кто-то из родителей уделяет внимание игре с ребёнком в шахматы.