Несколько ситуаций с моих уроков истории.
В 9 классе на уроке истории решил дать ученикам самостоятельную работу по политическим течениям начала 20 века. Одним из вопросов был: "Кто такие социалисты?". Собрав работы я обнаружил ответ одной девочки, с которым трудно поспорить: "Социалисты - это коммунисты". Не добавить, не отнять.
Урок истории в 9 классе. Проходим Революцию 1917 года в России. Я попросил назвать организаторов Октябрьской революции. Отвечающий назвал Ленина, Джугашвили (Сталина) и замялся. Но тут на помощь товарищу поспешил класс. Шёпотом ему стали подсказывать фамилию Троцкий. Как услышал, так и произнёс. "Дроцкий!" - заявил он важно.
В 5 классе изучаем Древнюю Грецию. Спрашиваю лёгкий вопрос у ученика, которому нужно было исправит оценку. "Кто такой Геродот?". При этом ученику даже можно было пользоваться учебником. Он стал листать страницы учебника и таки отыскал этого неизвестного древнего грека. "Это бюст!" - ответил ученик, глядя на иллюстрацию в учебнике, под которой значилась подпись "Бюст Геродота". Исправил оценку.
5 класс. ОДНКНР. Тема урока: "Люди труда". Домашним заданием было подготовить сообщение о человеке, который отличился в трудовой деятельности. Одна девочка решила взять быка за рога и подготовила сообщение сразу о Стаханове. Отрапортовав материал о герое соцтруда, девочка вернулась на место, а из класса последовал вопрос от другой девочки: "А этот СтаКанов ещё жив?". В моём воображении сразу же рисовались нормы, которые бы мог перевыполнить СтаКанов и само СтаКановское движение.
В 8 классе проходили Гражданскую войну в США. Дошли до военных действий. Спрашиваю: "Кто был главнокомандующим армией у южан?". Ученик пытался вспомнить фамилию и почти вспомнил: "Брюс Ли!" - ответил он (нужно Роберт Ли). Тогда я у него уточнил: "А армией Севера командовал Джеки Чан?". Смеялись долго.
8 класс. Говорим о технических открытиях 19 века. Ученик не читал, но "2" не хочет. Пытается что-то ответить, подглядеть, воспользоваться подсказкой. Ему подсказывают: "Пароходы". Он не зная, как выразить мысль, говорит: "Пароходы стали издавать". На что я добавил: "Гудки... Пароходы стали издавать гудки". Мне показалось, он не очень то понял, что я шучу и хочу навести его на правильное выражение своей мысли.
В 9 классе проходили культуру Серебряного века. Юноша попросился наизусть прочесть стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ" С. Есенина. Я предоставил ему эту возможность, но на свою беду спросил, а кто же эта Шаганэ? Ученик замялся, стал рассуждать вслух: "В стихотворении много говорится о Севере. "Потому что я с севера, что ли ... Там, на севере, девушка тоже ". Поэтому, я думаю, Есенин писал о куртке, он хотел согреться. Я уточнил: "Куртка, как "Аляска"?" Ученик ответил утвердительно. Класс смеялся, а одна ученица доказывала юному лирику, что речь о девушке, а не о куртке.
О смешном случае на уроке ОБЖ в 5 классе читайте в статье "бЕлки или белкИ?"