Структура и функции философии

С предметом философии тесно связана структура философского знания – совокупность взаимосвязанных разделов (учений) философии со стороны теории, метода и приложений.

Структура философского знания включает разделы:

Онтология – философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах).

Гносеология – философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях.

Логика – философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время существует как самостоятельная наука).

Философская антропология – философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни.

Социальная философия – философское учение о человеческом обществе в целом, его общих законах и перспективах развития.

Аксиология – философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

Экологическая философия – философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса (сформировалась в последней четверти ХХ в.).

Этика – философская наука о нравственности (с античности ее называют практической философией).

Эстетика – философская наука о прекрасном (древнейший раздел философии).

Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности; совокупность методологических принципов.

На разных этапах развития философии различные учения (разделы) выходили на передний край, становились ведущими. Скажем, со времен Аристотеля преобладала онтологическая (метафизическая) проблематика, в новое время (особенно после работ Канта) возобладала гносеология, в современной философии проблемы этих разделов тесно переплетаются в феноменологии и экзистенциализме на основе интересов философской антропологии. Функции философии в обществе выражают назначение философии.

Функции философии в науке и общественной жизни в целом вытекают из ее предмета и структуры:

1) Мировоззренческая. Философия обобщает представления людей, создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем. Ни одна частная наука не может выполнить эту функцию.

2) Гносеологическая. Философия отношение «мир-человек» рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, исследует проблему истины, ее критерии (один из вечных вопросов гносеологии), вносит тем самым свой вклад в познание.

3) Методологическая. Философия разрабатывает всеобщие, частные, общенаучные методы познания, вырабатывает общие принципы и способы познания.

4) Интегративная. Философия все знания, доставляемые отдельными дисциплинами сводит в единую целостную систему.

5) Критическая. Философия распространяет принцип – подвергай все сомнению, что свидетельствует о важности критического подхода по отношению ко всем знаниям и социокультурным ценностям.

6) Аксиологическая. Любая философская система ориентирована на определенную систему ценностей, исследуемые объекты оцениваются с точки зрения различных ценностей – социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.

7) Социальная. Философия объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению.

8) Прогностическая. Философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира в целом.

9) Воспитательно-образовательная. Знание философии способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, доброту, побуждает к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности.