Правильно ли вашему ребенку поставили оценку за диктант? Легко проверить!

6 August 2019

Часто родители учеников не понимают, почему учитель поставил ребенку за диктант ту или иную отметку. Некоторые приходят выяснять отношения или даже скандалить по этому поводу. Но у учителей русского языка есть определенные критерии, по которым они оценивают ученические работы. Разберемся в них вместе.

Сначала скажу о том, что нужно помнить, чтобы понять, верно ли учитель оценил диктант?

Орфографическая ошибка – неправильное написание слова (не та буква, неверное слитное, раздельное или дефисное написание). На полях учителем отмечается вертикальной палочкой.

Пунктуационная ошибка – это ошибка в постановке знака препинания: запятой, точки, тире, двоеточия, вопросительного и восклицательного знака и др. На полях учителем отмечается галочкой.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре слова, словосочетания или предложения (разновидностей очень много). Учителем на полях отмечается букой «г».

Какие заблуждения по поводу ошибок есть у учеников и родителей?

  • Многие полагают, что «две галочки равны одной палочке», то есть две пунктуационные ошибки приравниваются к одной орфографической. Это неверно.
  • Ученики и родители часто «грамматической» ошибкой называют орфографическую. Это неправильно.

Что еще следует знать об ошибках?

1. Есть ошибки однотипные, то есть на одно правило. Например, буквы о-е после шипящих в суффиксах существительных (сверчОк, пирожОк, сыночЕк). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая – за отдельную ошибку.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для правильного написания слова требуется подобрать проверочное.

2. Не считаются за ошибки следующие неверные написания: описки; ошибки в словах на еще не изученное правило; при переносе слова; в слове с авторским написанием; в словарном слове, над которым ранее не проводилась работа.

3. Негрубыми ошибками считаются:

  • в исключениях из правил;
  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
  • слитное или раздельное написание наречий, не регулируемое правилами;
  • слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным или причастием в роли сказуемого;
  • в собственных именах нерусского происхождения;
  • замена одного знака препинания другим;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности и некоторые другие.

А теперь о самих критериях оценивания (это нормы для учащихся 5 - 9 классов).

Оценка «5» выставляется, если:

- в работе нет ошибок;

- допущена 1 негрубая орфографическая, или пунктуационная, или грамматическая ошибка.

Оценка «4» ставится, если в диктанте:

- не более 2 орфографических или грамматических и 2 пунктуационных ошибок;

- 1 орфографическая или грамматическая и 3 пунктуационных ошибок;

- 4 пунктуационных без орфографических;

- 3 орфографических, если среди них однотипные.

Ребенок может получить «3», если у него:

- 4 орфографические или грамматические и 4 пунктуационные ошибки;

- 3 орфографические или грамматические и 5 пунктуационных ошибок;

- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.

Понятное дело, что бОльшее количество ошибок – это оценка «2» (единица давно уже не ставится, хотя и для нее прописаны критерии).

Обычно после диктанта учитель проставляет количество допущенных учеником ошибок чрез тире (орфографические - пунктуационные - грамматические).

В следующих статьях я расскажу, как оцениваются словарные диктанты, сочинения, изложения и другие письменные работы по русскому языку.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".