ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ НИЖЕГОРОДСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА 2019-2021 ГОДЫ [фельетон]

19 April 2019
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ НИЖЕГОРОДСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА 2019-2021 ГОДЫ [фельетон]

Портал «Нижний Сейчас» торжественно известил о реализации Правительством Нижегородской области программы по противодействию коррупции в 2019-2021 годах [http://nn-now.ru/nizhegorodskoe-pravitelstvo-rasschityivaet-snizit-korruptsiyu-na-30-k-2021-godu/ 07.02.2019]:

1. «Управление делами правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области подготовило проект документа «Об утверждении государственной программы «Противодействие коррупции в Нижегородской области» на 2019-2021 годы… За три года нижегородское правительство рассчитывается сократить число должностных преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах МСУ на 20% (160 единиц) от числа должностных преступлений, выявленных в 2018 году.

Количество коррупционных проявлений в 2021 году планируется сократить на 30% по сравнению с 2018 годом…».

Комментарий: Хотелось бы узнать, за счет каких мероприятий и средств планируется сократить коррупцию в области на треть?

Может быть эти оптимистические прогнозы строятся на предположении, что в последующие года свободные денежные средства на руках населения, способные стать взяткой, резко сократятся из-за продолжающегося роста безработицы, снижения доходов нижегородцев, в том числе из-за серии законов, принятых Госдумой, снижающих социальные гарантии населению: увеличение возраста выхода на пенсию, повышение НДС, налог на самозанятых, экологический налог, курортный сбор и пр., и пр.? А ведь не надо забывать, что снижение доходов населения произойдет также вследствие роста тарифов на ЖКХ, повышения стоимости бензина и солярки, исчисления стоимости объектов недвижимости по кадастровой стоимости и пр. и пр.

Если чиновники на это надеются, то они ошибаются… Беднеющее население, чтобы не умереть голодной смертью, будет выбивать себе социальную поддержку опять же при помощи взяток на низовом уровне, и, как следствие, следует ожидать всплеска количества такого рода взяток

17 апреля 2019 года премьер Правительства страны Дмитрий Медведев, выступая перед депутатами Госдумы РФ горестно изрек: «Некоторые просто выживают. Сегодня в России почти 19 миллионов человек, которые бедны. Это означает, что 19 млн чел живут так, как жить не должны».

Взятки, по мнению многих экспертов, не дает лишь самодостаточный, обеспеченный человек из так называемого «среднего класса», который в России так и не сложился.

Кроме того, господа-чиновники, как вы намерены бороться со взятками, когда в российском обществе укоренились привнесенные с Запада «ценности»: «Все продается и покупается, но стоит свою цену», «Кто платит, тот и заказывает музыку», «Ничего личного, господа, только бизнес»?

Опять же возникает вопрос о необходимости повышения достоверности ежегодных итогов о коррупции, предоставляемых статистическими учреждениями страны, путем обеспечения их открытого обсуждения и сопоставления озвучиваемых официальных цифр с результатами независимых экспертов, держа в голове всем известные цитаты от Наполеона III (после очередного плебисцита во Франции): «Не важно, как проголосуют, а важно то, как подсчитают» и от Марка Твена: «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

2 «Расходы на реализацию программы за три года составят 7,86 млн рублей. Но они не будут выделены дополнительно, эти средства предусмотрены в областном бюджете на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий программы…».

Комментарий: О чем это вы, господа? По бумагам сумма денег указывается, а выделять их не надо, уже внесены… Тогда зачем эта Программа, когда и без нее исполнители будут работать… Что это? У налогоплательщика, в связи с этим, сразу возникают подозрения, что его денежки «прокручиваются» как-то неправильно… Но как понять особенности этой «прокрутки» простому обывателю, несведущему в специфических хитросплетениях финансовой отчетности по нижегородской Программе противостояния коррупции? На наш взгляд, это подсчитать и оценить способна лишь Счетная палата РФ…

3. «Указаны также и риски реализации программы. Борьбе с коррупцией, по мнению разработчиков, могут помешать:

обстоятельства непреодолимой силы – пожары, стихийные бедствия, террористические акты, природные катаклизмы, техногенные катастрофы;

ограниченное финансирование, не позволяющее решить комплекс проблем и снижающее эффективность программных мероприятий;

неравномерное выделение средств в течение года;

замедление экономического роста в стране в целом и Нижегородской области в частности».

Комментарий: Что это? На кого рассчитаны столь «мудрено-ядреные пункты обстоятельств непреодолимый силы», способные воспрепятствовать выполнению специфической программы по снижению числа случаев коррупции, на которую выделены какие-то мифические миллионы рублей, которые вроде бы есть и которых вроде бы и нет или которые не нужны, так как куда-то были включены?

На мой взгляд, ряд из «пунктов обстоятельств непреодолимый силы» [в подтексте влияния на уровень коррупции в Нижнем] является законотворческим «шедевром», достойным внесения в книгу достижений/рекордов Гиннеса …

Детально разъясню личное мнение о явлениях, - форс-мажорных обстоятельствах, - которые, по мнению разработчиков, способны воспрепятствовать достижению запланированного чиновниками снижения на 20-30% случаев коррупции в Нижегородской области в 2019-2021 годах…

Так, если, не дай Бог, конечно, в каком-то пункте Нижегородской области произойдет пожар, наводнение или иное бедствие, то в этом населенном пункте, на наш взгляд, главным станет сохранение жизни, а не решение текущих проблем, в том числе дача взяток для решения каких-то текущих проблем, то есть число случаев коррупции в этом населенном пункте на данный момент времени уменьшится, а, следовательно, станет меньше и в Нижегородской области, в целом… А составители Программы придерживаются почему-то иного мнения.

Умиляет уверенность авторов Программы, что запланированному снижению на 20-30% случаев коррупции в области может воспрепятствовать «ограниченное финансирование» и «неравномерное выделение средств в течение года» … Лично мы, в отличие от разработчиков Программы, не уверены, что взяткодатели и взяткополучатели, предпочитающие тишину/закрытость и отдаленность от любопытствующих глаз, резко притормозят «активность своих операций» из-за сожаления к борцам с коррупцией, недофинансирование которых «снизит эффективность программных мероприятий» и затруднит «решение комплекса проблем» в противодействии коррупции …

Но особенно при прочтении сведений из нижегородской Программы меня и моего друга-работника прокуратуры «восхитил» последний «пункт обстоятельств непреодолимой силы», причем мой друг при этом так громко хохотал, что с кухни с тревожными глазами прибежали его и моя жены…

Узнав причину хохота, жена друга, пожав плечами, сказала: «Ну, что тут смешного, это же очевидно, что если произойдет «замедление экономического роста в стране. в целом, и в Нижегородской области, в частности», то часть взяткодателей и взяткополучателей войдет в положение граждан, задавленных экономическими трудностями, и откажется от коррупционных сделок!».

Если в данном случае часть взяткодателей и взяткополучателей «войдет в положение граждан и откажется от взяток», то значит и этот пункт форс-мажорных обстоятельств работает на снижение числа случаев коррупции, а не наоборот, как у авторов Программы по противодействию коррупции…

Вопросы, вопросы, одни вопросы

А может быть эту шедевральную Программу Правительства Нижегородской области по противодействию коррупции на 2019-2021 годы, включающую столь сакральные мысли чиновников-составителей, целесообразно направить на экспертизу Правительству РФ или в Счетную палату России на предмет эффективности траты бюджетных средств?