Святой Иосиф Исихаст о том, как правильно творить Иисусову молитву

23k full reads
35k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 65% of the total page views
4 minutes — average reading time

Какие наставления дал преп. Иосиф Исихаст, современный греческий святой, юноше, желавшему обучиться умному деланию?

Старец Иосиф Исихаст Афонский (Коттис), день памяти 29 августа (фото из Яндекс Картинки)
Старец Иосиф Исихаст Афонский (Коттис), день памяти 29 августа (фото из Яндекс Картинки)
Старец Иосиф Исихаст Афонский (Коттис), день памяти 29 августа (фото из Яндекс Картинки)

Преп. Иосиф Исихаст (1897-1959, в миру — Франциск Коттис, день памяти29 августа, канонизирован в 2019 году) афонский старец и святой. Его называют еще Иосифом Молчальником или Иосифом Пещерником. Он был творителем Иисусовой молитвы более 40 лет, умным делателем, и щедро делился этим, как он называл «духовным ремеслом» как с монашествующими, так и с мирянами.

Афонский старец Иосиф Исихаст (Иосиф Молчальник) (фото из Яндекс Картинки)
Афонский старец Иосиф Исихаст (Иосиф Молчальник) (фото из Яндекс Картинки)
Афонский старец Иосиф Исихаст (Иосиф Молчальник) (фото из Яндекс Картинки)

При жизни, ему, как и многим другим старцам и святым (например, преп. Оптинским старцам или святителю Феофану Затворнику) люди писали письма, задавая вопросы по духовной жизни. И святые отвечали людям, делясь жемчужинами духовного опыта.

Собор преподобных старцев Оптинских (фото из Яндекс Картинки)
Собор преподобных старцев Оптинских (фото из Яндекс Картинки)
Собор преподобных старцев Оптинских (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Феофан Затворник (Говоров) (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Феофан Затворник (Говоров) (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Феофан Затворник (Говоров) (фото из Яндекс Картинки)

Старец Иосиф, также, с радостью и во благо вопрошавшего отвечал.

Написал ему раз один юноша по волнующему его вопросу:

как правильно творить Иисусову молитву и что ценного она дает человеку?

Старец ответил ему так:

«Делание умной молитвы заключается в понуждении себя произносить все время молитву устами, непрестанно. Вначале быстро, чтобы ум не успевал образовывать помысл парения. Внимай только словам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Когда это продлится достаточно долго (сколько потребно твоему уму, каждому разное время требуется), ум к этому привыкает и сам их произносит.
Когда ум к ним (словам молитвы — прим. автора) привыкнет и насытится – хорошо их выучит, – тогда посылает их в сердце. Потому что ум – питатель души, и, если он что‑то доброе или злое узнает или услышит, работа его – опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума. И когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда, дыша легко, с некоторым понуждением и усилием своей воли опускает его в сердце, и держит его там как бы взаперти, и размеренно произносит молитву:
«Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Вначале он произносит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять в сердце, он произносит одну молитву на каждом вдохе. «Господи Иисусе Христе» – вдох, «помилуй мя» – выдох.
Это совершается до тех пор, пока не осенит и не начнет действовать в душе благодать. (преп. Иосиф Исихаст «Письма к монашествующим и мирянам»).

Эта молитва, как объясняет святой Иосиф Исихаст совершается везде в течение дня. Именно поэтому, она называется деланием. Для мирян, у которых много земных забот,можно выбирать подходящее время и совершать эту молитву в это время. Самое главное условие здесь: спокойствие ума. Надо найти то место мирянину, где он может успокоиться и на какое-то время заняться таким деланием.

Основное, на чем делает акцент старец Иосиф, говоря юноше: не принимай никаких мечтаний, эмоций, сласти в душе. Просто произноси молитву умом, потом сердцем, но без эмоций и мечтаний.

Святой Иосиф замечает юноше важный момент:

«Таким деланием, ты показываешь Богу свое произволение (совершаешь свой выбор в направлении Бога — прим. автора), но все зависит от Него, даст ли Он тебе это. Бог есть начало и конец. Благодать Его делает все. Она – движущая сила.» (там же).

Старец Иосиф Исихаст обозначает еще важнейший момент: о духовной любви.

Она должна быть контекстом духовной жизни, без нее никак. Как ее обрести в качестве такого контекста?

«Чтобы появилась и стала действовать любовь, нужно хранить заповеди. Когда ты встаешь ночью и молишься, когда видишь больного и ему сострадаешь, видишь вдову и сирот, стариков и оказываешь им милосердие, тогда тебя любит Бог. И тогда и ты Его любишь. Он первый любит и изливает Свою благодать. И мы отдаем свое от своего, «Твоя от Твоих» (там же).

В завершении старец Иосиф духовно вдохновляет юношу и показывает ценность умного делания:

«Я уверен, что ты обретешь молитву. Не сомневайся. Только стучи прямо в дверь божественной милости, и в любом случае Христос тебе откроет. Иначе быть не может. Возлюби Его много, чтобы принять много. В любви к Нему, большой или малой, заключается и дарование – большое или малое» (там же).
Икона преп. Иосифа Исихаста (фото из Яндекс Картинки)
Икона преп. Иосифа Исихаста (фото из Яндекс Картинки)
Икона преп. Иосифа Исихаста (фото из Яндекс Картинки)

Понравилось — ставьте лайк.

Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.