"Однажды в Голливуде": незрительская ода старой Империи Грез

Репутация Квентина Тарантино давно идет впереди премьер его фильмов. Как бы не завешивали стены кинотеатров постерами "Страны чудес", зрители шли на "Омерзительную восьмерку". Как бы не старались "Universal" со своим "Хоббс и Шоу", главная премьера августа - девятый фильм маэстро.

Стиль Тарантино создан для наших широт: тонкая ирония над культурными и политическими явлениями, гениальные диалоги, постоянный набор талантливых актеров на главные роли, а также непомерная жестокость. По сути, режиссер объединяет в своих работах элементы всех жанров, которые могли бы собрать кассу в России даже в виде отдельных произведений, из-за чего ему часто приписывают нахождение вне любых представлений о жанрах и правилах: если Квентин хочет подражать исторической действительности - в картине будет Гитлер, если хочет, чтобы Фюрер пафосно умер - его сожгут. 

О том, как "Бесславные ублюдки" издеваются над боевиками, патриотизмом и их фанатиками, или об искусстве превращения четырех стен из "Бешеных псов" или "Омерзительной восьмерки" в центр мира можно написать отдельную статью, но сегодня речь пойдет о самой личной картине режиссера, в которой он признается в любви эпохе, безвозвратно ушедшей на рубеже 60-ых и 70-ых годов.

"Однажды в Голливуде"
"Однажды в Голливуде"

"Once upon a time" - это английский аналог "жили были", и в этой сказке главные герои - актер Рик Далтон и его друг дублер Клифф Бут.
Еще недавно Рик был звездой вестернов, но теперь стал заложником амплуа злодея в сериалах, где молодые звезды нового "Голливуда" раз за разом побеждают его в финальной схватке, и дают понять, что граница между славным прошлым Рика и их богатым будущим уже пройдена. Рик и Клифф стараются войти в новую эпоху американского кинематографа: Далтон упорно отказывается от ролей в "Спагетти-вестернах", Бут - во всем помогает другу, надеясь вернуться к исполнению трюков вместо починки телеантенн. Тем временем Нью-Йорк набит хиппи, а на "холмах" рядом с Риком селятся супруги Роман Полански и Шерон Тейт.

Здесь мы имеем дело с несколько нетипичной для Тарантино лентой, хоть ранее я и упомянул о ее важности для режиссера.

"Однажды в Голливуде" не имеет основной сюжетной линии, вокруг которой фильм строится.
Речь не о нелинейности повествования, которую мы видели и в "Бешеных псах" и в "Чтиве" и частично в "Бесславных ублюдках". Важность событий, произошедших до основной ветки картин Тарантино, очевидна, если посмотреть на их устройство. "Убить Билла", например, ориентируется на события "до". Остальные ленты, или смешивают демонстрацию дел Винса и Джулза, со стычками Марселоса и Буча, как "Криминальное чтиво", или 70% хронометража показывает следствие героя на тему "что тут произошло" и бросает масштабные флэшбэки, как "Омерзительная восьмерка".

Сценарий 9-ого фильма - это история о Голливуде и жизни, которая в нем протекала. Одна сюжетная ветвь рассказывает о загадочном каскадере, другая - об актере с кризисом среднего возраста, третья - об обитателях города, который забит Хиппи и кинозвездами. Сюжет складывается в последние 40 минут фильма, продолжительность которого почти 3 часа, но если убрать из него хоть что-то, потеряется душа.

Картина не издевается над жанром и зрителями, а боготворит показанную эпоху
Предыдущие ленты режиссера часто строились по принципу "Ожидания - реальность".
Вы ожидаете фильм про крутых гангстеров, а получаете Винса Вегу - худшего гангстера в истории, которому нужно запретить походы в туалет, во время которых Миа получила передозировку, а неприметную закусочную ограбила вооруженная пара.
Вы ожидаете, что вам покажут бравых американцев, которые разбили Третий Рейх, а вас сравнивают с жертвами пропаганды Геббельса, и говорят, что войну выигрывает немецкий "Охотник на евреев".
Фильм про каскадера? Он убивает девушек.
Вестерн? Все герои пережидают метель в избушке.

Здесь все иначе. Да, Брюса Ли показали высокомерным парнем, а не скромным мастером, которым нам рисует его интернет, но так актера видел Тарантино, который говорит в интервью, что это картина об индустрии, которую он помнит, а следовательно в чем-то отличной от настоящей.

Марго Робби в роли Шерон Тейт
Марго Робби в роли Шерон Тейт

Это первый фильм режиссера, вдохновленный реальными событиями
Здесь можно и нужно вспомнить "Бесславных ублюдков", но исключительно в контексте структуры, потому что "Ублюдки" кино куда более художественное.
Для большей вовлеченности нужно знать контекст:

В 1969-ом году в "Голливуд" переезжают режиссер Роман Полански и его супруга Шерон Тейт. Они покупают дом музыкального продюсера Терри Мелчера, хозяин которого некогда работал и дружил с Чарльзом Мэнсоном, однако позже был изгнан из секты "Семья" и выгнал ее участников и лидера из своего жилья.
Чарльз Мэнсон - это рокер-неудачник, который сколотил вокруг себя секту из 30-и хиппи, возомнил себя Христом и стал рассказывать о замысле, согласно которому произойдет великая рассовая война, а Господь объединится с Дьяволом для Страшного Суда. Его банда-секта-группировка "Семья" некоторое время проживала у Терри Мэлчера, но после "выселения" перелезала на старое ранчо, владелец которого взимал ренту в виде секса с девушками-хиппи.

8-ого августа Роман Полански снимал свой новый фильм в Великобритании, а Шерон, находившаяся на 8-ом месяце беременности, отдыхала с четырьмя друзьями. После мексиканского ресторана компания поехала домой к Полански.
В ту же ночь Мэнсон приказал членам секты Тексу, Кэти, Сэди и Линде поехать в бывший дом Мэлчера, и убить всех, кто там будет.

Сначала Текс в упор застрелил восемнадцатилетнего парня, который отъезжал от дома своего друга, но настоящая резня началась в доме.
Джею Себрингу прострелили голову и нанесли семь ножевых ранений, еще двух друзей семьи Полански нашли изрезанными во дворе.
Как позже выяснило следствие, Шерон Тейт просила сохранить жизнь ее народившемуся ребенку, но члены банды шестнадцать раз ударили девушку ножом. 5 ударов были смертельными.
Вместе с телами полиция обнаружила надпись "свинья" на входной двери. Это написали кровью Шерон.

Роман Полански с надписью, сделанной кровью его жены
Роман Полански с надписью, сделанной кровью его жены

Убийство Тейт сильно повлияло на "Голливуд" и как на Индустрию Грез, и как на престижный жилой район, в каждом доме которого появились охранные системы и оружие. Ранее Шерон Тейт не знали в лицо, так как играла она преимущественно второстепенные роли, но после смерти ее фильмы запускали в повторный прокат, а актриса стала своеобразной иконой.

С осознанием исторического бэкграунда картина смотрится иначе. Живая Шерон Тейт выглядит драматичнее, концовка трогательнее, да и весь фильм смотрится целостным если быть хоть сколько-то погруженным в его эпоху. С сеансов будут уходить те, кто не разделяет чувств режиссера о той эпохе, кому не интересны внутренние драмы актеров, кого прекрасная игра звездного каста с Куртом Расселом, Аль Пачино, Марго Робби, ДиКаприо и Брэдом Питтом не цепляет, когда на экране нет экшена, или кому этот экшен кажется слишком жестоким. "Однажды в Голливуде" - не зрительское кино, а кино для любителей. Любителей кино в целом и Тарантино в частности. Для тех, кто готов слушать многокилометровые диалоги и удивляться их точности, смотреть на разлетающиеся о книжные полки головы и обугленные трупы.
Меня радует реклама легендарных "Red Apple", упоминание итальянского режиссера Антонио Маргаретти, которым прикидывался член Ублюдков и даже откровенный футфетишизм, который преследует все фильмы Квентина. Признаю, что большинство это даже не заметит.

На данный момент, "Однажды в Голливуде" выглядит как картина, с которой маэстро наконец-то возьмет Оскар за лучший фильм и/или лучшую режиссуру. Посмотрим каким получится довольно перспективный "Маяк", но очевидно, что даже если "Ирландца" Скорсезе на Оскар возьмут (это фильм "Netflix"), переплюнуть 9-ый и, вероятно, предпоследний фильм Квентина Тарантино будет практически невозможно.

(Трейлер на английском языке, так как в локализованных версиях подобраны поразительно ужасные голоса ДиКаприо. Не переживайте, все в порядке, в фильме его озвучивает Бурунов)