Механизм забывания.Как себе помочь запомнить важную информацию легко и надолго?

Механизмы человеческой памяти интересовали человечество всегда. Ученые пытались изучить процессы запоминания, выяснить, каким образом информация откладывается в памяти, а каким извлекается. Но кроме сохранения и последующего извлечения, существует еще механизм забывания.

Можно пойти от обратного и, таким образом, поняв, как происходит процесс забывания, избежать его, используя память максимально продуктивным образом. Запоминая ту информацию, которая нам необходима и выкидывая из головы то, что нам никак не пригодится.

Еще в 1885 немецкий психолог Герман Эббингауз очень заинтересовался процессами человеческой памяти. Он хотел изучить работу чистой памяти, без участия мышления и он нашел способ, испробовав его также на себе. После чего появилась на свет знаменитая «Кривая забывания Эббингауза», которая свидетельствует об очень любопытных фактах, касающихся нашей памяти.

(Герман Эббингауз)
(Герман Эббингауз)

Эксперимент. Эббингауз понял, что чтобы изучить реальную память, нужно исключить любые логические взаимосвязи. Для этого он создал подборку из бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и одной гласной: «щез», «вэч» и т.д. Сделал карточки с ними и пытался заучить слоги на этих карточках, вытаскивая их из коробки случайным образом.

Так вот, запоминая эти бессмысленные слоги, он строил кривые зависимости объема памяти, т.е. количества запомненных слогов, от количества времени, прошедшего с момента запоминания. Также он пытался выяснить, сколько повторений необходимо для более успешного запоминания слогов.

К каким выводам он пришел в итоге?

~Большая часть заученного забывается в течение первого же часа. Где-то 60 процентов информации просто исчезает из памяти.

~Через 10 часов после заучивания, информации остается еще меньше, где-то 30-35 процентов. Дальше уже забывание идет более медленно, но все равно идет.

~Через 6 дней после заучивания остается только 20 процентов информации.

На этом Эббингауз не остановился, он продолжил дальше работать над изучением памяти и открыл еще несколько законов (которые в дальнейшем были подтверждены и другими учеными), смысл которых такой:

«Эффект края» - лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце. То, что было в середине забывается больше.

«Влияние установки» - лучше запоминается то, что в дальнейшем может потребоваться. Т.е. та информация, которая нам может для чего-то пригодится, запомниться лучше, чем просто бессмыслица.

«Эффект затаптывания следов» - чем больше похожих друг на друга, сходных данных человек пытается запомнить, тем хуже у него получается. Т.е. лучше запоминается что-то отличающееся от большинства.

«Закон повторений» - распределенные во времени повторения более эффективны, чем повторения в один день. Т.е. лучше повторять материал три дня по 10 минут, чем один день 30 минут.

Осмысленный материал запоминается лучше. Т.е. то, что человек реально понял, запомнится лучше, чем то, в чем смысл был утерян.

Опираясь на данные знания, можно составить план изучения информации по часам. Если нужный материал вам понадобится на экзамене или в работе, то для эффективного запоминания очень важно располагать хотя бы несколькими днями. И так:

Перечитываем материал сразу после первого прочтения.
Повторяем материал спустя 20 минут.
Повторяем материал спустя 8 часов.
Закрепляем прочитанное спустя 24 часа.

Таким образом информация закрепиться в вашей голове на небольшой срок. В дальнейшем, повторяя изученное спустя 3 недели, а затем через 3 месяца вы можете запомнить информацию надолго. И помните: знание-сила. Теперь вы знаете , как помочь себе стать еще сильнее и на долгий срок.