Объёмно-календарное планирование. MPS (Master production schedule).

955 full reads
1,6k story viewUnique page visitors
955 read the story to the endThat's 58% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Объёмно-календарное планирование. MPS (Master production schedule).

Поиск решений и методов, «волшебных» формул и стратегий, которые позволяют снизить затраты и оптимизировать процессы для решения актуальных задач, стоящих перед компанией, – дело нужное и увлекательное.

Но в процессе данного поиска нужно не забывать, что логистика – это, прежде всего, организация, а не методы и формулы.

Одной из организационных методик, разработанных в СССР, было «объемно-календарное планирование».

Стандарты управления, использующие те же принципы, примерно в то же время появлялись и на западе:

MPS (Master production shedule) – объёмно-календарное планирование
MRP (Material requirement planning) – планирование потребности в материалах.
MRP II (Manufacture Resource Planning) – планирование производственных ресурсов.

Подходы и принципы западных стандартов и объемно календарного планирования в советском варианте очень схожи, но цели и предпосылки их появления несколько отличались.

Так, объемно-календарное планирование ближе к стандарту MRP, чем к MPS, хотя использует один и тот же основной принцип: деление периода планирования на подпериоды – «шаги планирования».

И западные стандарты, и объёмно-календарное планирование разрабатывались в первую очередь для производственных предприятий. Далее разработанные стандарты были адаптированы к деятельности торговых и снабженческих компаний.

Поскольку эволюцию проще отследить на материалах о западных стандартах, то основные принципы здесь будут рассматривать на их примере.

Рассмотрим основные принципы объемно-календарного планирования, которые легли в основу, как советских разработок, так и западных стандартов.

MPS (Master production shedule) – объёмно-календарное планирование

Стандарт MPS разрабатывался западными специалистами для повышения эффективности управления оборотными средствами компании.

Суть его проста:

Распределение объёмов запланированных продаж или потребности по календарным подпериодам - шагам планирования.

Компания, планируя реализацию своей продукции, допустим, в объеме 1000 единиц понимает, что возврат средств за реализованную продукцию получит исходя из условий оплаты клиентами относительно срока отгрузки.

Нужно определить, в каком объеме, и в каком графике будут поступать средства от реализации продукции.

Условия оплат клиентами компании известны из договоров и фактически сложившихся сроков оплаты в процессе сотрудничества.

Необходимо определить, в каком графике будет осуществляться реализация (отгрузка) продукции клиентам.

Рассмотрим несколько крайних вариантов:

В самом деле, запланировав реализацию в течение месяца в объеме 1000 единиц продукции, компания теоретически может продать указанный объем в первый день периода.

В то же время, компания может провести весь месяц в простое и в течение последнего дня отгрузить весь запланированный объем. Либо запланированный объем реализации будет каким-то образом распределен в течение периода.

В этих случаях компания не понимает, как будут возвращаться средства от реализации, каким образом планировать выплату налогов, оплату поставщикам и контрагентам, выплату заработной платы и т.п. Такая неопределённость может привести к возникновению разного рода проблем: от проблем с сотрудниками, до проблем с поставщиками и государственными органами.

Для того, чтобы сформировать график реализации и, как его следствие, – график возврата средств от реализации, период планирования делится на подпериоды – «шаги планирования».

Выбрать день в качестве шага планирования зачастую невозможно: очень распространена ситуация, когда компания имеет слишком большой разброс дневных отгрузок в статистике для того, чтобы определить, какой объем будет отгружен в тот или иной день.

Поэтому зачастую шаг планирования укрупняется, чтобы сгладить отклонения в ту или иную сторону.

Об определении продолжительности шага планирования мы поговорим ниже. Пока же собственно о принципе.

Итак, в качестве периода планирования примем месяц. Объем товара или готовой продукции, запланированный к реализации, – 1000 единиц товара.

В общем виде примем декаду за шаг планирования. Имеем месяц, разбитый на три декады и распределяем (планируем) реализацию:

Объёмно-календарное планирование. MPS (Master production schedule).

В этом случае становится понятно, что исходя из условий оплаты клиентами (допустим, отсрочка 5 дней), компания будет получать средства в графике, сдвинутом на 5 дней относительно графика отгрузки/ продаж.

Компания может планировать свою деятельность и платежи на её обеспечение:

• закупку товара,
• оплату аренды,
• оплату рекламу,
• выдачу заработной платы,
• и т.п. и т.д. согласно графику возврата средств.

В следующих выпусках рассмотрим стандарты MRP и MRP II.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.

Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами. Репост приветствуется.

Ждём ваших вопросов в комментариях.