5392 subscribers

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

270 full reads
351 story viewUnique page visitors
270 read the story to the endThat's 77% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Село Поречье находится в Малоярославецком районе Калужской области, неподалёку от трассы «Украина». В этом маленьком населённом пункте сохранилось сразу два храма: один в ведении РПЦ, а второй старообрядческий. Староверы издавна составляли примерно половину жителей села, но царская власть запрещала им строить собственную церковь. Люди были вынуждены проводить богослужения в избе местного крестьянина Льва Ивановича Строганова. Справедливость восторжествовала лишь с принятием указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905-го года, позволившего старообрядцам и некоторым другим религиозным меньшинствам регистрировать общины и возводить храмы.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Пореченская община белокриницкого согласия была зарегистрирована седьмого апреля 1907 года, тогда же был утверждён проект новой кирпичной церкви. Деньги на её постройку собирали всем миром, но наибольший вклад внесли владельцы местной текстильной фабрики братья Сергеевы: Фёдор, Кирилл, Василий и Викула. Третьего февраля 1911 года прошла церемония освящения нового храма во имя святителя Николая Чудотворца, проведённая старообрядческим епископом Калужско-Смоленским Ионой. После её завершения, братьям Сергеевым от имени прихожан была подарена икона Богоматери Одигитрии Смоленской, с изображениями тёзок благотворителей - святых Кирилла, Викулы, Василия Великого и Феодора Мученика. Есть легенда о том, что утром перед освящением, прихожане заметили лежащую на паперти змею, что было воспринято как дурная примета. Странная легенда, откуда взялась змея в разгар зимы?

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Итак, что же представлял из себя новый храм? Он был построен, согласно канонам модного на тот момент неорусского стиля. Фигурная кирпичная кладка образует сложные узоры и орнаменты на стенах, окна обрамлены традиционными наличниками, на уровне крыши расположены полукруглые кокошники. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!!!

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Пройдя внутрь, я проникся уважением к неизвестным строителям этого забытого здания. Видно, что они сделали свою работу на совесть и нигде не халтурили, ведь спустя десятки лет забвения, их творение выглядит отлично и стоит крепко. Скорее всего они сами были старообрядцами, а обманывать своих, как известно - самое гнусное дело.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

После закрытия в тридцатых годах, храм в основном использовался во всяких сельскохозяйственных целях. При Хрущёве он служил в качестве склада сена для местного колхоза. Судя по старым фотографиям, на момент развала Советского Союза церковь уже никак не использовалась.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Росписи не сохранились, а может их просто не успели сделать до начала Первой Мировой войны.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Зато уцелели изящные решётки на окнах.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Полы в некоторых местах до сих пор устилает метлахская плитка с клеймом барона Бергенгейма из Харькова. Не буду рассказывать об этом промышленнике финского происхождения, ведь такое повествование достойно отдельного поста, упомяну лишь один интересный факт: Эдуард Эдуардович Бергенгейм был дядей Карла Маннергейма - генерала Российской армии, ставшего маршалом и президентом независимой Финляндии. Для поступления в Николаевское артиллерийское училище Маннергейму требовалось хорошее знание русского языка. В 1887 году он приехал в Харьков, где его наставником стал есаул местного казачьего полка Николай Михайлович Сухин, который не только давал ему уроки русского языка, но и познакомил с повседневной жизнью офицера Русской армии.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Начиная с пятидесятых годов прошлого века некультурные посетители оставляли множество посланий и автографов на стенах храма. Некоторые из них совсем старые, нацарапанные нынешними глубокими стариками в годы их бурной комсомольской молодости. Есть напоминания о том, что Цой всё-таки жив. Повсеместно имеются названия множества профтехучилищ, университетов и техникумов, чьи студенты в разное время испытывали чувство единения с природой, собирая картошку на окрестных полях. Из нашего времени потомкам останутся наивные признания в любви, а также радостная заметка, написанная по случаю введения карантина. Я там замазал пару букв в редакторе.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Рухнувший пол в трапезной держался на толстых балках, сделанных из стали.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

Отопление осуществлялось с помощью хитроумной системы полостей, спрятанных в глубине толстых стен.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

На колокольню залезть трудно, так как ведущая наверх винтовая лестница практически сгнила.

Свернув с шоссе, увидел два заброшенных храма: обычный и старообрядческий. Несложно угадать, какой из них восстановлен

В Поречье есть ещё один храм с идентичным названием, на этот раз никонианский. Он полностью восстановлен, хотя ещё пятнадцать лет назад был таким же заброшенным, как и описанная мной старообрядческая церковь. Очевидно, что старообрядцев там почти не осталось и не ясно кто и для кого будет реставрировать этот потрясающий памятник старины. Староверы сейчас весьма малочисленны и не столь зажиточны как до революции. К концу советского периода некоторые их общины в буквальном смысле прекратили существование, по причине смерти последователей от старости. Даже в Москве они восстановили ещё не все свои храмы, так что же говорить про село в Калужской области.