В чём секрет успеха Стива Джобса

Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Неудачникам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они смеются над устоями. Их можно цитировать, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но только игнорировать их – невозможно. Ведь они несут перемены. Они толкают человечество вперед. И пусть кто-то говорит: безумцы, мы говорим: гении. Ведь лишь безумец верит, что он в состоянии изменить мир, – и потому меняет его.

Это текст рекламной кампании «Think Different» — думай иначе, 1996 год, которую проводил Стив Джобс, и он в полной в полной мере раскрывает подход Джобса к ведению дел и бизнеса.

Если ты фанат продуктов Apple и лично Джобса, очень рекмоендую к прочтению книгу Уолтер Айзексон. Стив Джобс, впрочем книга может быть интересна всем, кто стремится к успеху, потому что даёт понять его основы и как действовать в различных ситуация, когда твоя роль лидера может иметь решающее значение.

                                                            Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

В статье я буду приводить цитаты из книги, чтобы наглядно проиллюстрировать критерии, которые на мой взгляд, обусловили успех Джобса на всех фронтах.

Нет ничего невозможного

Стив не мог терпеть посредственных сотрудников, тех которые готовы были идти на компромиссы, тех кто сомневался в собственном успехе и потому не мог сделать рывок вперед, но охотно поддерживал тех, кто выдвигал безумные идеи, которые смогли бы изменить мир. Поэтому он притягивал к себе таких же одержимых людей, как и он сам.

Джобс умел не только подбирать правильных людей для работы, но и разжигать в сотрудниках огонь к работе, иногда выдавая желаемое за действительное. Впоследствии появилось даже понятие "поле искажения реальности Джобса" и оно действительно придавало сил. Благодаря ему Джобсу удалось вдохновить команду и изменить историю компьютерной отрасли, располагая лишь малой долей возможностей по сравнению с такими гигантами, как Xerox или IBM.

«Завышенные ожидания сбывались, – размышляла Коулман. – Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно».

Уикс, человек, уверенный в себе и с хорошим чувством юмора, но не привычный к полю искажения реальности Джобса, остолбенел. Он попробовал объяснить, что ложная уверенность не поможет преодолеть технологические трудности, но Джобс никогда не признавал этого аргумента. Он смотрел на Уикса немигающим взглядом. – Да, вы можете это сделать, – сказал он. – Привыкните к этой мысли. Вы можете сделать это.
                                                                   Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Совершенство во всем

Стив был одержим совершенством продукта и качеством его исполнения, и это выражалось во всем, начиная от чистоты на заводе, заканчивая маркетинговыми фишками.

Не меньшее внимание Джобс уделял и заголовкам окна. Он заставлял Аткинсона и Каре переделывать их снова и снова, мучительно пытаясь найти верное решение. Заголовки на Lisa Стиву не нравились – слишком темные и грубые; ему хотелось, чтобы на Mac заголовки были более плавными, с тонкими полосками. «Мы перебрали, наверно, вариантов двадцать, пока наконец не получили то, что хотел Стив», – вспоминает Аткинсон. В какой-то момент Каре и Аткинсон пожаловались, что он заставляет их тратить чересчур много времени на никому не нужные мелочи, в то время как у них есть задания поважнее. Джобс рассердился. «Люди на это будут смотреть каждый день! – кричал он. – Это не мелочи, это работа, и ее надо делать хорошо!»

Придя на завод, я надел белые перчатки, чтобы проверить, есть ли там пыль. Она оказалась везде: на станках, на верху полок, на полу. Я попросил Деби, чтобы все было чисто. Я сказал, что в моем представлении пол должен быть настолько чистым, чтобы на нем можно было есть. Деби взвилась. Она не понимала, зачем надо есть на заводском полу. И я тогда не смог ей объяснить. Знаете ли, на меня произвело неизгладимое впечатление то, что я увидел в Японии. Чем я так восхищаюсь в Японии и чего так не хватает у нас – это сплоченность коллектива и дисциплина. Если у нас не хватает дисциплины на то, чтобы поддерживать рабочее место в безупречной чистоте, тогда не будет и дисциплины, чтобы следить за работой станков.

Работая над новым продуктом, Джобс стремился к его максимальной простоте. Чтобы пользователь не испытывал никакого дискомфорта в пользовании им. Он смело отсекал лишнее, заставлял работать своих инженеров, решая не выполнимые задачи, и в конце-концов они справлялись с этим.

Почему мы считаем, что простота – это хорошо? Потому что, когда мы имеем дело с предметами, нам важно чувствовать, что мы управляем ими. Упорядочивая хаос, вы находите способ подчинить себе предмет. Простота – это не только наглядный стиль. Это не минимализм или отсутствие беспорядка. Чтобы достичь простоты, необходимо прорыть туннель в недрах сложности. Чтобы быть по-настоящему простым, нужно добраться до самой глубины. К примеру, если вам не хватает каких-нибудь винтиков, вы рискуете создать нечто чрезмерно сложное и запутанное. Но куда лучше сосредоточиться на простоте, познать ее, разобраться, из чего она состоит. Чтобы избавиться от второстепенного, нужно проникнуть в суть предмета.
                                                                   Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Джобс полагал, что главный критерий простоты дизайна в том, удастся ли с первого взгляда определить, как пользоваться тем или иным продуктом. Но это не всегда взаимосвязано. Чересчур плавный и простой дизайн, бывает, отпугивает покупателя, и он не понимает, как обращаться с товаром. «Главное, к чему мы должны стремиться, – чтобы наша продукция была интуитивно понятна», – рассказывал Джобс гениям дизайна. Не забыл упомянуть и об аналогии рабочего стола, которую удалось воплотить в Macintosh. «Мы все понимаем, что делать с рабочим столом. Входишь в кабинет, на столе лежат бумаги. Сверху – самые важные. Люди умеют расставлять приоритеты. Одна из причин, по которой, создавая компьютеры, мы отталкиваемся от аналогий вроде рабочего стола, в том, чтобы эффективно использовать уже имеющийся опыт»

Умение меняться под ожидания потребителей

Когда компании приходит успех, всегда появляются конкуренты, кто-то просто копируя предложение под собственной маркой, кто-то предлагая лучший сервис или доработки, выводящие продукт на новый уровень. Джобс понимал, что невозможно всегда быть на гребне успеха и нужно постоянно совершенствоваться и развиваться.

Джобс задался целью сделать компанию, которая выдержит любые перемены, и он спросил Марккулу, какая тут формула успеха. Марккула ответил, что компании-долгожители умеют обновляться. HewlettPackard делает это постоянно, поначалу компания производила оборудование, затем калькуляторы, а потом – компьютеры. «Microsoft оттеснил Apple из компьютерного бизнеса, – сказал Марккула. – Тебе придется обновить компанию и перейти на производство иных потребительских товаров или устройств. Бери пример с бабочки и преображайся». Джобс говорил мало, но в целом был согласен.

Если хочешь прожить жизнь творчески, как художник, не стоит часто оглядываться назад. Ты должен быть готов выбросить прочь все, чего ты достиг и кем ты стал

Так помимо компьютеров Джобс придумал iPod и iTunes Store, а затем и iPhone которые произвели фурор на рынке цифровых устройств.

«Потрясает способность Стива Джобса фокусироваться на немногих по-настоящему важных вещах, находить людей, создающих удобные интерфейсы, и работать с рынком», – писал Гейтс.

Жёсткость лидера

                                                                    Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Джобс был сильным лидером, умеющим вдохновлять своих сотрудников к покорению недостижимых высот, но делал это он в очень своеобразной манере, подчас унижающей сотрудника. Однако на долгой дистанции это все таки имело успех, и ,как бы то ни было, в конечном счёте Джобс оказывался прав.

К сожалению, дзен-буддизм не подарил Джобсу подобающего спокойствия и внутренней безмятежности. Это тоже составляло его характерную особенность. Часто он бывал сплошным комком нервов и не пытался скрывать своего раздражения. У большинства людей между мозгом и языком имеется фильтр, который не пускает наружу жестокие слова и неприятные для окружающих реакции. Но не у Джобса. Он даже бравировал своей беспощадной честностью. «Моя работа – указывать на недочеты, а не подслащивать пилюли», – говорил он. Это давало ему определенную власть над умами и сердцами людей, но вместе с тем порой он вел себя, будем откровенны, по-свински.

Энди Херцфельд однажды сказал мне: «Единственный вопрос, на который я действительно хотел бы услышать ответ Стива: почему ты бываешь таким злым?» Даже члены его семьи не понимают, то ли у него и правда отсутствует упомянутый фильтр, который не дает другим людям произносить обидные слова, то ли он намеренно его деактивирует. Джобс уверяет, что первое. «Я – такой, какой я есть, и нечего ожидать, что я буду другим», – ответил он, когда я задал этот вопрос ему. Но я полагаю, что он вполне мог бы себя контролировать, если бы хотел этого. Он причинял людям боль не от недостатка чуткости. Наоборот – он прекрасно умел оценить человека, нащупать тайные струны его души и по желанию либо затронуть их, либо сыграть на них, либо оборвать их.

Все, что вы сделали за свою жизнь, – полное дерьмо, – заявил Джобс, – так почему бы вам не поработать на меня?

Я разочаровался в Обаме, – сказал он. – Из него не выйдет хорошего лидера, потому что он вечно боится задеть или обидеть окружающих.

Мне не кажется, что я такой уж хам и тиран, но если что-то получилось плохо, я говорю об этом человеку в лицо. Мой долг – быть честным. Свои суждения я беру не с потолка – и обычно оказываюсь прав. Я намеренно культивировал откровенность в коллективе. Мы беспощадно честны друг с другом: каждый вправе сказать мне, что я, по его мнению, несу полную чушь, и я могу сказать ему то же самое. Мы не раз спорили до хрипоты, орали друг на друга, и подобные моменты относятся к самым приятным моим воспоминаниям. Я чувствую себя абсолютно комфортно, говоря при всех: «Рон, этот магазин выглядит омерзительно». Или я могу сказать: «Черт, мы просрали это устройство», – в присутствии ответственного инженера. Это что-то вроде пропуска: ты должен быть предельно честным. Может, есть альтернатива получше, этакий джентльменский клуб, где все сидят в галстуках и изъясняются как брамины, используют бархатные эвфемизмы, но я так не умею, потому что я простой калифорниец из среднего класса.

Мы создаём историю

                                                                 Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Джобс всегда говорил, что его не интересуют деньги, ему интересен процесс и возможности, которые помогают менять мир, давая людям лучшие возможности, и следующие несколько цитат подтверждают это.

Майк взял меня под свое крыло, – вспоминал Стив. – Наши взгляды на мир во многом совпадали. Марккула утверждал, что, создавая компанию, нужно не стремиться разбогатеть, а просто делать то, во что веришь. Только так можно добиться успеха

Мы изобретаем будущее, – сказал ему Стив в конце трехчасовой беседы. – Представьте, что вы на гребне волны. Дух захватывает! А теперь представьте, что вы пытаетесь эту волну догнать. Уже не то, верно? Так что присоединяйтесь. Оставим след во вселенной

Вы хотите до конца своих дней продавать подслащенную водичку или все-таки решитесь попробовать изменить мир?

Я никогда не думал о деньгах. Я вырос в семье среднего достатка и знал, что голодать точно не буду. В Atari я понял, что могу быть неплохим инженером и всегда заработаю на кусок хлеба. В университете и во время путешествия в Индию я сознательно выбирал бедность; я жил очень просто, даже когда уже начал работать. Я был беден, и это было замечательно, потому что мне не приходилось думать о деньгах, а потом невероятно разбогател и тоже не думал о деньгах

С возрастом я понимаю, как важна мотивация. Zune оказался полным дерьмом, потому что команда Microsoft не любит музыку и искусство. Мы победили, потому что на самом деле любим музыку. Мы сделали iPod для себя, а когда делаешь что-то для себя, лучшего друга или родственника, стараешься изо всех сил. Если ты не любишь то, что делаешь, ты не попытаешься преодолеть лишнюю милю, не станешь работать по выходным и не будешь стараться что-либо изменить

Я ненавижу, когда люди называют себя предпринимателями, а на самом деле норовят только образовать стартап, чтобы, продав его или раздув сенсацию, срубить бабла и отчалить. Они не желают напрягаться ради создания настоящей компании, ведь это – самое трудное. Единственный способ внести реальный вклад, прибавить что-то к наследию тех, кто был до тебя, – это построить компанию, которая и через несколько поколений будет нужна людям. Примеры тому – Уолт Дисней, Хьюлетт и Паккард, люди, основавшие Intel. Они создавали компании, которые будут жить, а не просто приносить деньги. И такой же я хотел бы видеть Apple

Мне нравится думать, что после нас что-то остается. Как-то не укладывается в голове, что ты накапливаешь столько опыта и, может, даже крупицу мудрости, а потом все это просто исчезает. Поэтому мне ужасно хочется верить, что какая-то частица тебя продолжает жить, что твое сознание каким-то образом существует и дальше

Впрочем, есть ещё кое-что

Как правило этой фразой Джобс в конце своих выступлений выдавал особенную фишку, которая завершала образ продукта и делала выступление законченным. Этой фишке сам Джобс всегда уделял особенное внимание. Была в Стиве еще одна черта, которую я не смог вставить в какой-либо критерий. Он проявил это при проектировании студии Pixar.

В наше время есть искушение считать, что все проекты могут разрабатываться в электронных письмах и чатах, – говорил он. – Но это безумие. Идеи рождаются в случайных встречах и посторонних разговорах. Натыкаешься на кого-нибудь, спрашиваешь, как дела, восторгаешься – и вскоре уже бурлишь миллионом идей». Поэтому здание Pixar должно было быть спроектировано так, чтобы в нем постоянно происходили случайные встречи и незапланированные совещания. «Если здание для этого не приспособлено, теряется магия внезапности, – объяснял Джобс. – Поэтому мы спроектировали студию так, чтобы поощрить людей выходить из своих офисов и натыкаться в атриуме на коллег, с которыми они бы иначе не встретились». Главный вход, основные лестницы и коридоры вели в атриум, где располагались кафе и почтовые ящики, туда же выходили окна конференц-залов, театральный зал на 600 мест и две небольшие просмотровые комнаты. «Теория Стива сработала сразу же, – вспоминал Лассетер. – Я постоянно натыкался на людей, которых не встречал до этого месяцами. Никогда раньше не видел офис, который бы так побуждал к сотрудничеству и совместному творчеству

Стив Джобс - великий человек, бунтарь, новатор, который смог изменить несколько индустрий одновременно. Человек, который падал и снова поднимался, трудился не покладая рук и изменил жизнь многих людей, навсегда вписав своё имя в историю!

Мне никогда не попадалось более действенного инструмента, помогающего делать выбор в важные моменты жизни, чем сознание того, что я скоро умру. Потому что почти все – ожидания окружающих, гордость, боязнь попасть в неловкое положение или потерпеть неудачу – все эти вещи просто отступают перед лицом смерти, и остается только то, что действительно важно. Помнить о смерти – лучший из всех известных мне способов избежать западни, в которую вас загоняет мысль о том, что вам есть, что терять. Ты уже голый. Нет никаких причин не следовать велению своего сердца.

Бери пример с великих людей и всегда помни: в действительности все иначе, чем на самом деле!