Анализ нормативных документов ФИПИ по обществознанию позволяет сделать вывод, что все задания ЕГЭ требуют знания понятий и их определений, характерных черт и признаков. Как учить? Нужно ли зубрить дословно или достаточно понимать суть и использовать терминологию в своей речи?
Я сторонник понимания и противник зубрежки. Почему?
В конце января 2019 года очередное пробное тестирование… Ученик настаивает, что первое задание выполнил верно.
Для непосвященных:
Первая часть ЕГЭ проверяется автоматически. Программе все равно, что Вы выбрали понятие близкое по значению или из соответствующей темы нужного раздела.
Вновь напоминаю школьнику, что ответ заложен в клише и другого варианта быть не может... Выпускник упорствует и настаивает на своём: "Я весь раздел философии вызубрил, тут точно про религию!"
Ну что? Проверим?
Для начала ознакомимся с характеристикой задания.
Характеристика задания № 1:
уровень сложности: базовый
проверяемые знания: различное содержание (по кодификатору может быть представлен любой из пяти разделов)
проверяемые умения: выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц
примерное время выполнения: 2 минуты
первичный балл: 1 балл
Эту информацию из спецификатора публикую для того, чтобы Вы понимали, что задание простое, но к сожалению по данным статистики ФИПИ на экзамене в 2018 году с ним справились только 62,2%, а в 2017 - 63,7%. Следовательно не нужно недооценивать данное задание.
Какие знания необходимы, чтобы успешно с ним справиться?
В разбираемом случае нам достался раздел "Человек и общество" тема "Религия". Сложность у ученика возникла с пониманием сути понятий религиозный и конфессиональный. Причина? Вызубрил без понимания и успокоился. В результате досадная ошибка!
Задание 1. Религиозный или конфессиональный?
Читаем задание:
«Я вижу, что речь идет о религии. Почему так?» - спрашивает школьник.
«Как объяснить?» - мучительно соображает молодой учитель.
Совет:
Достаём словарь под редакцией Л.Н. Боголюбова, открываем толковые словари или сайт «KARTASLOV.RU — Карта слов и выражений русского языка» и составляем сравнительную таблицу.
Параметры для сравнения подбираем до тех пор, пока ребенок не поймёт в чём ошибка.
Проверяем усвоенное:
После такого разбора ученик навсегда запомнит разницу и не будет путать эти термины. Такую работу советую проводить с понятиями близкими по звучанию (легитимный и легитимация) или похожими по значению (стратификация и дифференциация) и пр. Это необходимо для понимания тонкостей и деталей, чтобы не попасть впросак на ЕГЭ.
Еще один совет от Т.Е. Лисковой. Она в своем отчете за 2018 год пишет*:
Совет:
Внимательно читайте инструкцию к заданию. Обратите внимание на уже имеющиеся (вписанные) ответы. И действуйте по аналогии!
Но для верности сначала ответьте на вопросы:
Слово или словосочетание? Какое у ответа должно быть окончание? Что спрашивают в таблице или схеме (смотри в "шапку" таблицы)? Какие подсказки есть в определении?
У каждого задания есть тонкости и нюансы. Я уверена, что зубрежка не нужна, а логические обоснования собственного выбора ответа, позволят получить прочные знания и необходимые умения. Надеюсь, что мои советы помогут Вам в подготовке к экзамену.
Удачи Вам на ЕГЭ!!!
Спасибо, что дочитали!
Если понравилась статья
- подписывайтесь на канал
- задавайте вопросы
- пишите комментарии
Примечание
В статье использованы материалы:
«KARTASLOV.RU – Карта слов и выражений русского языка» https://kartaslov.ru/
В статье цитируются :
Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию. – Аналитический отчет ФИПИ. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
Спецификатор ЕГЭ по обществознанию 2019 года. – Режим доступа:
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Примеры заданий взяты:
- из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года. – Режим доступа:
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- задания с сайта "Решу ЕГЭ: обществознание". – Режим доступа:
https://soc-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=21
В статье использованы иллюстрации:
Фотографии и разработки автора статьи