Авторская экскурсия руководителя Мосгорнаследия Алексея Емельянова по Пятницкой улице

5 February

Маршрут разработан руководителем Департамента культурного наследия города Москвы. Одна из первых улиц Москвы, преображенная программой благоустройства, Пятницкая объединяет несколько веков истории города. Стоит только отвлечься от городской суеты, дать волю своему любопытству и оглядеться по сторонам.

16 зданий, 1 мост, 1 станция метро

«Выбор маршрута не случаен. Пятницкая улица, давно ставшая мне родной, – это удивительное московское место, здесь очень атмосферно. Надеюсь, что мне удалось передать эти ощущения в своем маршруте. Тут интересен каждый дом, каждый двор – у любого объекта есть своя история. Из этих свидетельств получается настоящая летопись нашего города. Захватывает дух, если представить себе, сколько всего на своем веку видели эти здания, сколько прошло мимо них людей.

Пятницкая — уникальная улица, своеобразная машина времени. По ней буквально можно проследить историю нашего города. Большая часть домов здесь — это памятники архитектуры разных эпох: тут и палаты XVII века, и особняки XVIII века, и усадьбы XIX века. Но главное, что при этом она органично вписывается в повседневную московскую жизнь. Сейчас в домах, о которых мы говорим, размещены отделения банков, кафе, магазины и офисы. Важно, что здания ансамбля полностью сохранили свой исторический облик: их фасады оформлены в стиле эклектики, а внутри можно увидеть фрагменты лепнины и изразцовые печи XIX века».

Объекты:

Церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, метро Новокузнецкая

https://um.mos.ru/houses/pavilon_stantsii_metro_novokuznetskaya/

Отсюда начинается Пятницкая. Не в прямом смысле, конечно: церковь Параскевы Пятницы («во имя великомученицы Параскевы, реченные Пятницы») дала название улице. Впервые она упоминается в 1564 году – правда, на тот момент первая деревянная постройка сгорела. Новую церковь дважды возводят в камне (XVII и XVIII века), ей удается уцелеть в пожаре 1812 года, во второй половине XIX века ее ремонтируют. Но Генплан 1935 года поставил точку в истории храма: здание сносят, а на освободившейся территории планируют устроить площадь. Надо сказать, что в каком-то смысле Параскева спасла храм святого Климента в Климентовском переулке: изначально застройка планировалась на его месте, даже успели разобрать часть ограды. Но потом внимание строителей переключилось на храм Параскевы.

Поскольку проект не был реализован, в 1943 году на месте церкви открывают наземный вестибюль станции метро «Новокузнецкая» архитекторов Владимира Гельфрейха и Игоря Рожина. Примечательно, что этот вестибюль в форме ротонды, окруженной колоннадой, был первым подобного рода в Москве. Внутри перронный зал украшен семью красивейшими мозаичными панно (еще одно размещено на выходе из вестибюля). Станция строилась во время Великой Отечественной войны, декор создавали в мастерских художника Владимира Фролова, где мастера работали в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда.

Пятницкая, д. 20 (Бывший доходный дом Бони)

https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_v_a_boni/

Переходим Пятницкую – перед нами высокий шестиэтажный дом №20.

Он был построен по проекту Сергея Жарова в 1911 г. для купца, владельца мыловаренного завода Владимира Антоновича Бони в характерном для того времени неоклассическом стиле. В начале ХХ века это было едва ли не самое высокое строение Замоскворечья. Первый его этаж принадлежал кофейному магазину Фоштермана, а поблизости располагалась небольшая фармацевтическая фабрика Кёлера, где производили доступные и качественные лекарства на замену импорту.

Архитектор Сергей Жаров служил помощником владимирского городского архитектора, но проживал постоянно в Москве и лишь на три дня в неделю выезжал во Владимир. Помимо дома на Пятницкой, в Москве по его проекту был возведён ещё очень интересный дом в Пестовском переулке.

Пятницкая, д. 16, стр. 1 (Дом Варгиных)

https://um.mos.ru/houses/dom_kuptsov_varginykh/

Проходим в проездные ворота – нужно пройти мимо красивейшего дома Демидова и свернуть в проездные ворота. Дальше начинается путешествие по проулкам четной стороны Пятницкой улицы. Держитесь правой стороны. Вы окажетесь во дворе дома №16.

В основе трехэтажного дома № 16 – флигель большой купеческой усадьбы XVIII столетия, принадлежавшей купцу Журавлеву (мы не единожды столкнемся с этим персонажем в ходе экскурсии). Главный дом сгорел в пожаре 1812 года; после его восстановили и надстроили мезонином. В конце 1820-х годов всё огромное владение перешло к Варгиным – купцам, разбогатевшим на торговле сукном (примечательно, что фамилия рода происходит от слова «варьга», или «варежка» – их вязали на продажу предки Варгиных). Если зайти в проездную арку дома, окажетесь в запутанном мире московских проходных дворов, где до сих пор стоит небольшой одноэтажный флигель дома, в котором снимал квартиру Лев Толстой, когда писал повесть «Казаки».

Пятницкая, д. 17 (Доходный дом Громова)

https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom/

Проходим двойную арку и выходим снова на Пятницкую к метро. Переходим улицу и двигаемся налево в сторону Кремля.

Дом №17 по Пятницкой улице был построен по заказу купца, владельца гастрономических и винных магазинов, члена Попечительской школы «Торговлеведение» Аникиты Громова по проекту архитектора Семёна Суворова. Считается, что это – единственная постройка архитектора в Москве.

Когда-то на крыше был световой фонарь: дневной свет проникал на лестничный пролет и клетки (окна там не были предусмотрены), но во время бомбардировок в 1942 году фонарь был разрушен. Учитывая тот факт, что нынешние жильцы дома самостоятельно восстановили исторический облик входной двери, можно предположить, что и фонарь однажды снова украсит потолок лестничной клетки.

Пятницкая, д. 15, стр. 1 (Жилой дом, XVIII в.)

https://um.mos.ru/houses/zhiloy-dom-xviii-v/

Двигаемся вдоль улицы в сторону Кремля.

Двухэтажный кирпичный с подвалом и мезонином дом расположен
в глубине владения параллельно красной линии Пятницкой. В основе – сводчатые палаты середины XVIII века (подвал и часть первого этажа). В первой половине XIX в. надстраивается каменный мезонин и пристраивается с южной стороны кирпичный одноэтажный флигель с деревянным мезонином. С 1836 по 1913 гг. дом принадлежал купцам Булочкиным; самая известная представительница фамилии – Марфа Дмитриевна, торговавшая мукой; при ней подвалы, в которых хранился товар, были отлично гидроизолированы, чтобы в вечной московской сырости не пропало ни грамма муки. В советское время в здании располагались различные организации, в том числе подразделение НКВД и отделение милиции.

Пятницкая, д. 13, стр. 1 (Доходный дом с магазином)

https://um.mos.ru/houses/dom_mekhovshchika_galperina/

Продолжаем движение в сторону Кремля.

Дом №13 по Пятницкой улице построен в стиле модерн с элементами готики по заказу меховщика Ильи Гальперина. Автор проекта – Федор Шехтель. Витрины по бокам центрального входа не случайны: в цоколе размещался магазин мехов (причем, «меховая» функция сохранялась даже при советской власти и после нее). Также здесь был расположен магазин галантерейных товаров Николая Крестовникова, состоявшего гласным Московской городской Думы и являвшегося выборным московского купеческого сословия – говоря современным языком, он представлял купечество в думе.

Кстати, современники не оценили здание и ругали Шехтеля за то, что тот построил «уродливый ящик».

Черниговский пер., д. 4/9 (Доходный дом И.Ф. Нейштадта)

Многие специалисты сходятся на том, что доходный дом Нейштадта – лучшее произведение архитектора Капитолия Дулина. Это величественное здание в неоклассическом стиле было построено в 1913-1916 годах. Хозяин дома был известным купцом с польскими корнями. В посёлке Белоомут Московской области им было создано товарищество по пошиву готового платья «Дом И.Ф.Нейштадт и Ко.».

Пятницкая, д. 10, стр. 2 (Дом жилой (палаты), XVIII-XIX вв.)

Переходим Пятницкую. Останавливаемся перед высоким пятиэтажным домом. Затем проходим в небольшую арку в левой части дома №10. Попадаем во внутренний дворик.

https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_grigoreva/

На Пятницкую выходит фасад красивейшего доходного дома купца Григорьева – того самого, у которого здесь же неподалеку в Замоскворечье была колбасная фабрика (в этом доме находился «фирменный магазин»). С барельефов на третьем уровне на прохожих смотрят медведи, а с последнего этажа за Москвой наблюдают две совы.

Главный дом усадьбы, стоящий в глубине владения, – результат перестроек палат XVIII и XIX вв., связанных с изменением стилистических и градостроительных требований. Здесь отметился уже знакомый нам суконщик Журавлев. Сохранил сводчатые перекрытия подвала и первого этажа, отделку интерьеров второго этажа и фасадов второй половины XIX в. При входе перед лестницей сохранился уникальный камин.

Черниговский пер., 9/13 строение 2 (Гимназия Касицына)

https://um.mos.ru/houses/gimnaziya_kasitsyna/

Справа от предыдущей точки есть еще одна арка – входим в нее. Двигаемся по проулку, пока не упремся в красное здание палат. Огибаем его справа – оказываемся в Черниговском переулке. Двигаемся прямо и смотрим налево – как только закончатся постройки красных плата, в проулке увидим красно-белое здание гимназии.

И снова уже упомянутый нами мануфактурщик Журавлев – именно он развернул на участке обширное строительство в середине XVIII века, дополнив уже существовавший ансамбль палат. В начале ХХ века здесь разместилась частная мужская гимназия педагога-энтузиаста В.Д. Касицына. Перестройка здания под гимназию шла под руководством архитектора Владимира Шервуда. В советское время в доме находилась школа 2 ступени, медицинское училище, детский сад.

Здесь же снимался эпизод фильма «Брат-2» - все помнят знаменитое стихотворение «Я узнал, что у меня есть огромная семья»? В интерьерах гимназии как раз и снимался этот эпизод.

Черниговский пер., д.3 (Храм Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Фёдора)

https://um.mos.ru/houses/tserkov_svv_mikhaila_i_feodora_chernigovskikh_chudotvortsev/

Разворачиваемся на 180 градусов и двигаемся по Черниговскому переулку в сторону церкви с куполами – наш следующий объект. По правую руку будет проулок – красные палаты слева и белые справа. Все внимание направо.

Как церковь Параскевы Пятницы дала название Пятницкой улице, так и эта церковь подарила название переулку. Тут друг напротив друга стоит Москва XIV и XIX веков. 600 лет назад на этом месте стоял Ивановский под бором монастырь, перенесенный позднее в Кулишки. На монастырских землях в 1625 году была построена деревянная церковь, освящённая в честь святых мучеников Михаила и Фёдора Черниговских; через 50 лет на средства купчихи Малютиной ее перестроили в камне. В годы советской власти церковь сильно пострадала, но была виртуозно отреставрирована в 2014 году.

Пятницкая, д. 4/2 (Церковь Ивана Предтечи под Бором)

https://um.mos.ru/houses/tserkov_ioanna_predtechi_chto_pod_borom_s_domom_prichta/

Двигаемся дальше по переулку в сторону Пятницкой.

Вертикальная доминанта Пятницкой – колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором, построенная в XVIII веке. К ней примыкает небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Иоанна Предтечи, в котором проживали дьяконы, чтецы, пономари, псаломщики и другие служители церкви.

Пятницкая, д. 7, стр. 1 (Доходный дом Николо-Пешношского монастыря)

Бывший доходный дом Николо-Пешношского монастыря, трёхэтажное здание 1835 года постройки, перестраивалось в 1889 году. Центр здания был выделен фронтальным портиком из восьми плоских тосканских пилястр, лепные обрамления окон второго и третьего этажей, растёска проёмов и декоративное оформление витрин первого этажа — следы перестройки XIX века.

Пятницкая, д. 9/28 (Доходный дом, 1902 г.)

Трёхэтажный доходный дом, построен в 1902 году по проекту архитектора Эрнста Нирнзее. Первый этаж сдавался под магазины. Верхние два – занимали наёмные квартиры.

Пятницкая, д. 5 (Карташово подворье)

https://um.mos.ru/houses/kartashovo_podvore/?sphrase_id=376121

Переходим улицу и идем налево в сторону Кремля.

Длинный трехэтажный дом по нечётной стороне Пятницкой улицы за номером 5 был известен в 1835-1855 годах как «Карташово подворье» по фамилии владельца – почетного гражданина, купца второй гильдии Карташова. В XIX веке в Москве было множество различных подворий, принадлежавших монастырям или же частным лицам. Подворья в широком понимании – это «гостиницы», или постоялые дворы, с местом для лошадей и возов для временного пребывания.

Пятницкая, д. 1/2, стр. 1 (Жилой дом с торговыми помещениями П.А.Смирнова)

https://um.mos.ru/houses/dom_p_a_smirnova/

Двигаемся налево в сторону Кремля.

Посмотрите на надпись – да, вы не ошиблись: она до сих пор информирует прохожих о том, что здесь располагается «Поставщик двора Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов». Здесь находился завод знаменитого водочного короля Смирнова. Он купил этот дом в 1867 году у купца Морковкина и перестроил спустя несколько лет по проекту архитектора Николая Гейнца. Качество и товарный ряд производства Смирнова высоко ценили даже за рубежом; в лучшие времена производилось более 400 наименований напитков. Его продукцию любили члены императорской семьи.

Смирнов – поразительный пример успешного дельца: развил дело практически с нуля, добился признания на родине и за границей и при этом всегда стабильно делал ставку на качество продукции (чем, собственно, и завоевал доверие потребителей).

Чугунный мост

Поворачиваемся лицом к Водоотводному каналу – перед нами Чугунный мост.

Мостов на этом месте было несколько. Самый первый – Высокопятницкий – построили еще в 1785 году, когда прокладывали Водоотводный канал. Планировалось, что каналов будет несколько, а также предполагали организовать зерновой порт и складской комплекс.

Второй мост был выполнен висячим, построен в начале XIX века. Третий, тот, что был Чугунным, построил в 1835 году инженер Павел Витте. После него было возведено еще два моста (нынешний – в 1966 году), но оба унаследовали название своего предшественника.

При этом, перила у современного моста остались чугунными – родом из 1889 года. Кстати: сейчас трудно поверить, но до середины 60-х годов по Пятницкой и по мосту ходили трамваи!

Пятницкая, д. 2/38, стр. 1 и стр. 2 (Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в. – сер. XIX в.)

Переходим на четную сторону Пятницкой – к двухэтажному ансамблю домов светло-голубого цвета.

В XVIII веке на этом месте был питейный дом, который сгорел в середине столетия. Возможно, именно на его фундаменте в начале XIX века и возвели двухэтажные каменные палаты в 15 покоев с постоялым двором. В 1880-е годы здания объединили, протяженный фасад оформили в стиле эклектики. Скругленный угол дома украшен слуховым окном и лепными медальонами. С 1917 по 1930 годы здесь жил художник и реставратор Игорь Грабарь, возглавлявший с 1913 по 1925 год Третьяковскую галерею. Здесь же располагался один из первых московских синематографов.

Пятницкая, д. 6, стр. 1 (Городская усадьба Еремеевых)

https://um.mos.ru/houses/dom_s_galdareykami/?sphrase_id=376194

Возвращаемся назад к метро – по четной стороне улицы.

На углу с Черниговским переулком расположился ансамбль палат, которые формируют целый комплекс разновременных построек XVII-XIX веков. Именно в этом доме родился и вырос поэт Василий Лебедев-Кумач, автор многих советских песен и, как бы мы сейчас сказали, саундтреков к известнейшим фильмам - «Весёлые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга».

Если зайти во двор, то мы увидим главный дом усадьбы купца Еремеева с палатами князя Дашкова XVII века – внутри еще можно увидеть кирпичные своды и печуры.

Пятницкая, д. 12, стр. 1 (Городская усадьба, XVIII-XIX вв.)

https://um.mos.ru/houses/gorodskaya_usadba_xviii_xix_vv_sluzhebnyy_fligel_kontora_varginykh_1798_g_1820_e_gg_1845_g/?sphrase_id=376131

Двигаемся дальше вниз по Пятницкой в сторону небольшого одноэтажного дома с садом – Толстовского центра.

Это здание – левый флигель прежде большой усадьбы (правый снесли в начале ХХ при корректировке красной линии Пятницкой улицы). По нынешним меркам он вполне мог бы сойти за большую квартиру: пять комнат, две кухни и жилой мезонин. Здесь в разное время были как лавки (например, Козырева, где продавали лампадное масло), так и жилые квартиры. Существует версия, что здесь останавливался Лев Толстой – отсюда Толстовский центр, который занимает эти помещения сейчас.

Пятницкая, д. 19, стр. 1, 2, 3, 4 (Дом, XVIII-XIX вв.)

https://um.mos.ru/houses/gorodskaya_usadba_xviii_xix_vv_sluzhebnyy_fligel_kontora_varginykh_1798_g_1820_e_gg_1845_g/

Переходим улицу и оказываемся около двухэтажного здания с проездной аркой – заходим внутрь.

Это здание городской усадьбы Великолеповых, возникшей еще в XVIII веке и затем перестроенной после пожара 1812 года. Сейчас здесь располагается штаб-квартира Мосгорнаследия – главного органа охраны и сохранения столичного наследия: все начинается в середине 70-80-х годах прошлого века, когда комплекс усадьбы передают Главному управлению охраны памятников города Москвы.

У Мосгорнаследия есть свой «талисман» - два каменных льва. Их «приютили» в департаменте после того, как их демонтировали с ворот дома Анны Монс. Долгое время они лежали среди груды строительный материалов, пока не были переданы Главному управлению охраны памятников истории и культуры.

Пятницкая, д. 21, стр. 1 (Дом жилой (палаты), XVIII-XIX вв.)

Объект выстроен в несколько этапов с XVIII в. по 1901 г.
В 1902 г. дом перестроен по проекту архитектора Г.И.Попова, фасады выполнены в стиле модерн, интерьеры получили новую отделку.