Сколько было церквей в Москве?

«Со́рок сороков» — ответ неправильный. Хотя бы потому, что слово «соро́к» означало в XVIII в. совсем не число 40! То есть церквей в Москве числом 1 600 не было никогда.

Наполеон-статистик и ответ градоначальника:

Бюллетень Наполеона № 20 от 17-го Сентября 1812 г.:
— …церквей, их было тысячу шесть сот.

Ф.В. Ростопчин:
— Их было не более двух сот шестидесяти семи.

Иоанн Франкен в начале XVII века записал:

«Старые Немцы сказывали, что есть описание, будто бы в этом городе до 5 300 церквей»

— Однако Франкен, подытоживая свою заметку, совершенно справедливо отметил: «Это невероятно!»

Административные округа и инвентаризация основных фондов РПЦ

Из инвентаризационной описи основных фондов (ОФ) РПЦ следует, что вся Москва в конце XVIII в. была поделена на шесть со́роков (административных округов).

Роспись Московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных и домовых; внутри и вне царствующего града состоящих ( — М.: При императорском университете. 1778 г.)
Роспись Московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных и домовых; внутри и вне царствующего града состоящих ( — М.: При императорском университете. 1778 г.)

Вот они (в орфографии XVIII):

I. Китайской, по части города Китаем называющейся; к оному же причисляется и Кремлевския ружныя церкви.
II. Пречистенской, от улицы Пречистенки прозывается.
III. Никитской, по Девичьему монастырю.
IV. Сретенской, по мужескому Сретенскому монастырю.
V. Ивановской, по Девичьему Ивановскому монастырю.
VI. Замоскворецкой, по части города Москвою рекою отделенной.

Соответственно, инвентаризация церковных ОФ в 1778 г. проводилась по каждому из этих шести со́роков.

Обычно считается, что даже после беспрецедентных объёмов культового строительства, которое было предпринято первыми двумя Романовыми, к концу XVII века в Москве насчитывалось не более одной тысячи церквей.

Но дальше включились фантазии людей, не наделённых способностью к сопоставлению данных и начитавшихся агиток Наполеона. Так и получились эти гуляющие из учебника в учебник и, разумеется, по Сети «со́рок сороков», т. е. 1 600 столичных храмов.

Что, впрочем, оказалось в три раза меньше уровня выдумок «старых немцев» — разведчиков, получается, аховых. К тому же не очень друживших с арифметикой.

Что же касается информации от мэра Ростопчина, то, похоже, он не принял к счёту ружные (на руге, т. е. на полном обеспечении госказны) и кладбищенские церкви.

Итоги инвентаризации

В 1781 году появилось «Описание Московской губернии», в котором говорилось, что в столице имелось: «Церквей каменных: соборных — 9; приходских — 262; домовых — 69; ружных — 32; иностранных — 5». То есть всего было 377 мест отправления христианского культа.

Однако откуда автор брал данные — непонятно. В итоге, он погрешил против истины, так как за три года до его публикации была издана ведомственная «Роспись Московских церквей…» — по сути, инвентаризационная опись основных фондов РПЦ и частных (домовых) храмов, итоговые данные которой представлены в ст. 7 здесь >>.

Согласно этой инвентаризационной ведомости в Москве среди шести её со́роков (административных округов) числилось в 1778 году 311 храмов, из которых, в частности, приходских и домовых церквей было 246, ружных — 19, кладбищенских — 6. Это, конечно, не со́рок сороков, но и не мало.

Москва с областью и сегодня представляет собой наиболее воцерковлённую область России: из 24 148 православных храмов страны четверть находится в Московском регионе, что в два с половиной раза выше доли населения этого региона. Конкурент у столицы только один – Тверская губерния с её 1 246 церквами, что и понятно, так как по количеству населённых пунктов (9 601) этой губернии нет равных в стране.

А что же было с воцерковлением некогда в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), то бишь на территории современной Белоруси? Это можно определить по печальным итогам пожара в Пинске 1648 г.: на 10 сгоревших церквей пришлось 5 000 пепелищ домов, то есть на 500 домов в Пинске приходилась одна церковь, — на порядок меньше (sic!), чем в Москве!

Получается, что пресс Церкви давлел над белорусами в 10 раз слабее, чем в столице государства Российского. И эта ситуация осталась по сути без изменений и теперь, в XXI веке: сегодня в Минске на 1,8 млн человек приходится 15 православных храмов и 4 костёла, то есть один приход на 90 тысяч жителей города; в Москве около 1 000 церквей, то есть (учтя три миллиона мусульман столицы, вполне обходящихся тремя мечетями) по одной церкви на 10 тысяч человек — по-прежнему на порядок больше, чем где-либо ещё на планете! И ещё строятся двести.

Простых ответов на возникающие много вопросов тут нет.