Методика оценки, используемая в международном рейтинге вузов Webometrics

1,4k full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 96% of the total page views
2 minutes — average reading time

Полгода назад к нам обратилось руководство одного из вузов с целью проведения всестороннего аудита его интернет-ресурсов для вычисления позиций в рейтинге Webometrics и разработки комплекса мероприятий по улучшению ситуации, а также мониторинга и консалтинга. Чтобы выполнить эти задачи, мы провели исследовательскую работу. Ее целью была систематизация информации, описанной в методике Webometrics.

Методика оценки, используемая в международном рейтинге вузов Webometrics

Рейтинг Webometrics – это исследовательский проект National Research Council, который продвигает инициативу открытого доступа к знаниям. По сути, ранжирование вузов стимулирует их более активно организовывать «открытый доступ». В рейтинг попадает около 12000 вузов из 20000 существующих в мире. Рейтинг считается наиболее авторитетным, поэтому на него опираются абитуриенты, выбирающие вуз для поступления. Высшие учебные заведения соперничают друг с другом, чтобы попасть в список 500 лучших. Вероятно, одна из причин этого соперничества – количество выделяемых грантов.

На основе данных, полученных в процессе исследования, мы составили стратегию продвижения, которую в дальнейшем использовали на практике. Как и ожидалось, стратегия оказалась эффективной. Положительный результат не дал забросить исследование в дальний угол. Мы решили возобновить его и спрогнозировать результаты рейтинга 2019 года.

Чтобы сделать это, мы поработали с количественными критериями Webometrics. Всего их 4: видимость, превосходство, присутствие и открытость. Значимость критериев сильно разнится. Наиболее важным считается видимость (количество внешних сайтов, ссылающихся на сайт вуза), а наименее – присутствие (количество страниц и «богатых» файлов) и открытость (количество цитат).

Видимость VISIBILITY: Количество внешних сетей (сайтов), ссылающихся на сайт вуза. Учитываются наибольший показатель между двумя источниками с учетом нормализации. Данные из Ahrefs либо Majestic. Вес: 50%.
Превосходство EXCELLENCE (or SCHOLAR): Количество работ, среди лучших 10% наиболее цитируемых в 26 дисциплинах. Данные за пятилетний период. Данные из Scimago. Вес: 30%.
Присутствие PRESENCE. Количество страниц главного домена и всех поддоменов учреждения и все «богатые» файлы, такие как документы в формате *.pdf. Данные из Google. Вес: 10%.
Открытость TRANSPARENCY (or OPENNESS): Количество цитат из топ авторов в соответствии с источником. Данные из Google Scholar Citations. Вес: 10%.

Самым трудоемким и сложным можно назвать критерий превосходства. Он оценивается по количеству публикаций авторов вуза, входящих в 10% наиболее цитируемых работ в рамках 26 дисциплин направления за 5 лет по базе данных Scopus. Чтобы увеличить этот показатель, нужно провести аудит значимых научных материалов сотрудников вуза на предмет их корректной аффиляции в базе данных.

Для выстраивания стратегии продвижения в рейтинге Webometrics мы сформировали перечень ключевых показателей эффективности продвижения. Он состоит из 24-х показателей, которые нужно замерять и анализировать ежемесячно. С их помощью можно контролировать позиции рейтинга и прогнозировать их изменение. Кроме того, показатели помогают оценивать эффективность работ, выполненных для продвижения вуза.

В первую группу входит 5 показателей эффективности продвижения. Все они влияют на видимость вуза.

1. Обратные ссылки. Количество внешних обратных ссылок. Обратная ссылка – это входящая ссылка с другого веб-сайта или домена-источника ссылок. В отрасли поисковой оптимизации обратная ссылка ("backlink") иногда называется входящей ссылкой ("in link").
2. Домены-источников ссылок. Количество доменов-источников ссылок. Referring Domain (Домен-источник ссылок,) который также называется ref domain, представляет собой веб-сайт, на котором имеется обратная ссылка на страницу или ссылка на сайт вуза. Тематичность ресурса, также влияет.
3. Кнопки «Поделиться». Частота использование кнопки поделиться на страницах сайта вуза.
4. Статьи в СМИ. Количество новостей с упоминанием вуза в Google Новости.
5. Ссылки из социальных сетей. Количество размещений в социальных сетях vk.com, facebook.com, ok.ru, Instagram.com

Вторая группа включает в себя 6 показателей, связанных с параметром «Превосходство». Строится она на данных Scopus - библиографической реферативной базы данных, которая является инструментом для отслеживания цитируемости статей.

6. Превосходство Scopus. Оценка параметра Превосходство по методике Webometrics.
7. Авторы в Scopus. Количество авторов аффилированных вузу в Scopus.
8. Работы в Scopus. Количество документов аффилированных вузу в Scopus.
9. Цитирования в Scopus. Количество цитирований аффилированных вузу документов в Scopus.
10. Среднее цитирование Scopus. Среднее арифметическое количество цитат у каждого автора, аффилированного Scopus.
11. Широко цитируемые работы в Scopus. Количество документов в Scopus, аффилированных вузу и входящих в 10% наиболее цитируемых в каждой из дисциплин.

Третья группа – это 7 показателей, с помощью которых можно отслеживать присутствие вуза на различных веб-ресурсах.

12. Количество страниц. Количество страниц основного домена и всех поддоменов, проиндексированных Google.
13. Количество поддоменов. Количество поддоменов третьего и более низкого уровня сайта вуза.
14. Количество переведенных страниц. Общее количество страниц на каждом из иностранных языков.
15. Доля переведенных страниц. Отношение количества страниц на каждом из иностранных языков к общему количеству страниц русскоязычной версии.
16. Количество полнотекстовых файлов. Количество всех размещенных файлов в полнотекстовых форматах размещенных статей, полнопечатных материалов, методических пособий, официальных документов, анонсов и т.д. (pdf, doc, docx, xls, xlsx, ppt, pptx, ps, rtf, swf).
17. Количество страниц поддоменов. Количество страниц каждого из поддоменов.
18. Количество документов в HTML. Количество размещенных статей, полнопечатных материалов, методических пособий, официальных документов, анонсов и т.д. (HTML-версии, фактически включая любые технические страницы не исключенные Google).

Последняя группа состоит из 6 показателей, влияющих на открытость. Данные строятся полностью на сервисе Google Scholar.

19. Открытость Scholar. Значение параметра Открытость согласно методике Webometrics.
20. Авторы в Scholar. Количество авторов аффилированных вузу в Scholar.
21. Работы в Scholar. Количество записей аффилированных вузу в Scholar.
22. Цитирования в Scholar. Количество цитирований аффилированных вузу документов в Scholar.
23. Среднее цитирование работ Scholar. Среднее арифметическое количество цитат каждой из работ, аффилированных вузу.
24. Среднее цитирование авторов Scholar. Среднее арифметическое количество цитат у каждого автора, аффилированного вузу.

Так как замеры показателей могут провести в любой день отчетного периода, необходимо повышать их значение постоянно и систематически. Если показатели ухудшаются, максимально сокращать период времени ухудшения.

Отметим, что после очередного обновления рейтинга в методику его формирования были внесены некоторые изменения. Узнать о них подробнее, а также более детально разобраться в способах продвижения сайта своего вуза в системе Webometrics вы можете, благодаря материалу на нашем сайте.

Вы всегда можете подискутировать с нами или задать нам любой вопрос про интернет-маркетинг - https://www.yalstudio.ru/company_news/