Капернаум

Capharnaüm

2018

Надин Лабаки

Новое открытие арабского мира. Новый взгляд на фильмы о детях. "Взрослые, зачем вы рожаете нас, если не заботитесь, не скажете доброго слова, не подарите нам свою любовь".

Капернау'м, город в Израиле, где когда-то проповедовал и совершал свои чудеса Иисус. Иногда, название города переводят как "Дом утешения". Но все Боги оставили детей Капернаума режиссера Лабаки.

В 2018 нам показали "Проект Флорида" по-своему добрый и трогательный, конечно, не без печали и боли . "Капернаум" - душераздирающий, жестокий, тяжелый. Тебя после сеанса будто окатили ведром недоумения, непонимания и сострадания к героям. Говорят, дети - это прямой путь к успеху на телевидении. В "Роме" дети важны для сюжета, в "Проекте Флорида" весь фильм построен на малышке Принс, "Магазинные воришки" получили пальмовую ветвь из Канн. Но не один из этих достойных фильмов не вызвал у меня такого эмоционального всплеска.

О чем же "Капернаум"? Сюжет построен на жизни двенадцатилетнего мальчика Зейна в Бейруте. У него огромное количество сестер и братьев, родителям он нужен только как рабочие руки. Он не ходит в школу, ворует, занимается тяжелым физическим трудом. Однажды сбегает из дома, и после ряда событий, по возвращению домой, попадает в тюрьму за попытку убийства. В тюрьме он подает иск на родителей, за то, что они произвели его на свет.

По композиции сцены судебного процесса чередуются с историей-показаниями героя. Он не полностью художественный, но и не документальный. Герои - непрофессиональные актеры, которых Надин со своей небольшой командой нашла на улице. Их истории пересекаются с историями героев, беженцы, нищие, кого-то даже пришлось отбивать от миграционной службы Ливана для продолжения съемок.

Это не просто кино, это цельный плевок в адрес всего мира и правительств. Сцена за сценой воспринимается как нечто невообразимое, немыслимое: но ты начинаешь гуглить, искать и понимаешь, что это реальность 21 века. В каждой стране есть нищие и бродяги, бездомные дети и плохие родители. Но глядя на Зейна, на его отношение к чужому ребенку, своей сестре, на его взрослые решения и смелые поступки, его сообразительность, ты еще веришь в человечество. Но каждая улыбка героя сменяется уколом в сердце зрителя. И ты думаешь, что не должно так быть, не должно быть.

Лабаки, этой удивительной женщине из Ливана, удалось то, что долгое время не удавалось многим именитым режиссерам - рассказать реальную историю, когда мы можем еще что-то изменить, показать героев, чьи характеры и образы не уникальны, а собирательны. Не менять и ужесточать действительность, а вывернуть наизнанку то, что скрывалось за границами ветхих лачуг. С помощью самых незащищенных представителей населения, она рассказала о самых глобальных проблемах этого мира.

И в то же время. Отдельные кадры Бейрута. Такая непонятная красота. Красота в том, что люди, герои, брошенные и одинокие, готовы помочь друг другу, сострадают, спасают, верят вместе и радуются вместе тому дню, что еще удалось выжить. Их любовь. Их зрелость.

Выходя из зала у тебя возникает отвращение к себе и своей жизни. И великое уважение и сочувствие к половине людей планеты, которые живут так. А лицо Зейна и, почему-то Сахар, сестры, все стоит перед глазами.

Фильм - номинант на премию BAFTA, Золотой Глобус, Оскар 2019 как "Лучший фильм на иностранном языке", имеет Приз Жюри Каннского фестиваля. Номинант приза зрительских симпатий за лучший фильм на фестивале в Сан-Себастьян в 2018 году.